Роман Льва Толстого Отрочество (1854) состоит из 12 глав. Это произведение является частью его автобиографической трилогии, включающей также романы Детство и Юность. Толстой, через фигуру своего главного героя, Ивана Ильича, раскрывает переживания и внутренний мир подростка, а также сложности, с которыми сталкивается человек на пороге взросления.
Каждая глава романа написана с глубоким вниманием к деталям жизни героя, его эмоциональному состоянию и взаимодействию с окружающим миром. Темы, затронутые в произведении, касаются социальных, моральных и личных проблем, с которыми сталкивается подросток. Вот структура и содержание каждой из глав:
Глава 1 — Описание утреннего состояния Ивана Ильича, его восприятия мира и внутреннего мира подростка, находящегося на пороге взросления.
Глава 2 — Ивана Ильича начинают беспокоить перемены в жизни, он размышляет о семье и о том, что его жизнь отличается от жизни других людей.
Глава 3 — Герой общается с окружающими, его отношения с товарищами по школе, растущее чувство одиночества.
Глава 4 — Появление нового учителя, влияние на развитие героя.
Глава 5 — Важный момент внутренней борьбы героя: первые глубокие размышления о жизни, моральных дилеммах, поисках себя.
Глава 6 — Взаимодействие с родителями, конфликты с ними, вопросы морали и воспитания.
Глава 7 — Взаимоотношения с друзьями, открытие новых взглядов на мир, чувства любви и дружбы.
Глава 8 — Противоречия в отношениях с окружающими людьми, первые разочарования и сложности подростковой жизни.
Глава 9 — Осознание взросления, вызовы, с которыми сталкивается герой, и его внутренние переживания.
Глава 10 — Образование, учёба, философия жизни героя на фоне его дальнейших отношений с окружающими.
Глава 11 — Углубление духовных переживаний, что становится основой для следующих этапов взросления Ивана Ильича.
Глава 12 — Подведение итогов: герою предстоит сделать выбор, окончательно осознать, что он является уже не ребёнком, а подростком с осознанными чувствами.
Роман Отрочество весьма важен в контексте творчества Толстого, поскольку он отражает его ранние взгляды на образование, мораль, природу человеческого существования и роли личности в обществе.