как принимаются законы в рф

Процесс принятия законов в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также регламентами Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. Он представляет собой сложную и многозвенную процедуру, включающую несколько этапов, на которых может происходить детальная проработка, обсуждение и принятие законодательных актов.

1. Инициатива закона

Законодательная инициатива может принадлежать нескольким субъектам:

  • Президент РФ — может вносить проекты федеральных законов в Госдуму.

  • Государственная Дума — члены Госдумы (депутаты) имеют право вносить законопроекты.

  • Совет Федерации — члены Совета Федерации могут инициировать законодательные инициативы, хотя это встречается гораздо реже.

  • Правительство РФ — кабмин также может вносить законопроекты.

  • Законодательные органы субъектов РФ — регионы могут вносить инициативы по вопросам, находящимся в их компетенции.

  • Граждане и юридические лица — через институт народной инициативы, но для этого необходимо собрать определённое количество подписей.

2. Рассмотрение в Государственной Думе

После того как законопроект поступает в Госдуму, он проходит несколько этапов рассмотрения:

2.1. Первое чтение

  • На этом этапе законопроект обсуждается в целом. Вопросы содержания законопроекта не рассматриваются в деталях, обсуждается только его основная концепция.

  • На первом чтении принимается решение о том, направлять ли законопроект на дальнейшее рассмотрение.

  • Если Госдума решает продолжить рассмотрение, законопроект отправляется в профильные комитеты.

2.2. Комитеты и экспертное заключение

Законопроект передается на рассмотрение профильных комитетов Госдумы, которые анализируют его содержание и вносят необходимые поправки. В процессе работы могут привлекаться различные эксперты, научные и правозащитные организации, а также граждане.

2.3. Второе чтение

  • Во втором чтении происходит детальное обсуждение законопроекта, включая все предложенные поправки.

  • Каждую поправку голосуют отдельно. Если поправки принимаются, законопроект принимается ко второму чтению.

  • После второго чтения Госдума может принять закон в целом или отклонить его.

2.4. Третье чтение

  • Третье чтение — это окончательное рассмотрение законопроекта в Госдуме. На этом этапе уже не рассматриваются поправки, а голосуется окончательная версия закона.

  • После третьего чтения, если законопроект одобрен большинством депутатов, он направляется в Совет Федерации.

3. Рассмотрение в Совете Федерации

Совет Федерации рассматривает законопроект, принятый Госдумой, в течение 14 дней. На этом этапе сенаторы могут одобрить или отклонить законопроект.

  • Если Совет Федерации поддерживает законопроект, он направляется Президенту РФ для подписания.

  • Если Совет Федерации отклоняет законопроект, то он возвращается в Госдуму, которая может снова проголосовать за него. В таком случае законопроект отправляется Президенту, даже если Совет Федерации его отклонил, но Госдума проголосовала за него повторно большинством не менее двух третей голосов.

4. Подписание Президентом РФ

Когда законопроект поступает к Президенту, он может:

  • Подписать закон и отправить его для официального опубликования.

  • Ветировать закон, если считает, что он нарушает Конституцию или другие нормы права. В случае вето закон возвращается в Госдуму.

    В случае если Президент накладывает вето, Госдума может вновь принять закон, если он будет поддержан большинством в две трети голосов (если вето накладывается на закон, принятый при повторном голосовании после отклонения в Совете Федерации, достаточно простой большинства).

  • Если Президент подписал закон, он направляется на публикацию в официальные источники. Обычно это происходит в течение 5 рабочих дней после подписания.

5. Официальное опубликование

Закон, подписанный Президентом РФ, должен быть опубликован в течение 7 дней. Это необходимо для того, чтобы закон вступил в силу. Официальные публикации осуществляются в Российской газете, Парламентской газете и на официальном интернет-портале правовой информации.

6. Вступление закона в силу

Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в самом законе не указано иное. В случае, если в законе предусмотрены специальные условия вступления в силу, это будет указано прямо в нем (например, «Закон вступает в силу с 1 января следующего года»).

Важные аспекты процесса:

  1. Конституционность закона — перед внесением или принятием законопроекта всегда проводится проверка его соответствия Конституции. Контроль за этим осуществляет Конституционный Суд РФ.

  2. Поправки и изменение законов — после принятия закона могут вноситься изменения и поправки. Поправки могут быть инициированы в ходе работы самого парламента или через инициативу Президента или Правительства.

  3. Роль общественности — до внесения законопроектов может проводиться общественное обсуждение, а также работа с экспертами и НКО.

  4. Особые процедуры — для некоторых законов, например, для тех, которые касаются бюджета, международных договоров, или изменений в Конституции, процедура принятия может быть более сложной. Например, принятие изменений в Конституцию требует одобрения двух третей депутатов Госдумы и двух третей голосов Совета Федерации, а затем обязательно проведение всенародного референдума.

Пример: принятие закона о федеральном бюджете

Процесс принятия закона о федеральном бюджете особенно важен и включает в себя дополнительные стадии — например, его предварительное обсуждение в правительственных органах и представление в Госдуму до конца сентября года, предшествующего году, на который составляется бюджет. После этого идет активное обсуждение в Госдуме и Совете Федерации, а затем подписывается Президентом.

Заключение

Процесс принятия законов в РФ достаточно сложен и многозвёден, поскольку включает участие различных государственных органов. Он обеспечен многочисленными этапами проверки, обсуждения и доработки, что помогает исключить принятие поспешных или неконституционных решений.

Scroll to Top

Карта сайта