как решать квадратные уравнения 8 класс

Решение квадратных уравнений — важная тема, которая изучается в 8 классе. Квадратное уравнение — это уравнение вида:

ax2+bx+c=0ax^2 + bx + c = 0

где aa, bb, и cc — это коэффициенты (числа), а xx — переменная, которую нужно найти. Главное условие для квадратного уравнения: коэффициент aa не должен быть равен нулю (a≠0a neq 0), иначе уравнение перестает быть квадратным.

Шаг 1: Определение коэффициентов

Перед тем как решать квадратное уравнение, нужно определить его коэффициенты:

  • aa — коэффициент при x2x^2,

  • bb — коэффициент при xx,

  • cc — свободный член.

Например, в уравнении 2×2+4x−6=02x^2 + 4x — 6 = 0:

  • a=2a = 2,

  • b=4b = 4,

  • c=−6c = -6.

Шаг 2: Метод решения — Формула для нахождения корней

Для решения квадратного уравнения существует универсальная формула, называемая формулой дискриминанта. Она выглядит так:

x=−b±D2ax = frac{-b pm sqrt{D}}{2a}

где DD — это дискриминант квадратного уравнения, который вычисляется по формуле:

D=b2−4acD = b^2 — 4ac

Дискриминант DD определяет количество и характер корней квадратного уравнения:

  • Если D>0D > 0, то уравнение имеет два различных действительных корня.

  • Если D=0D = 0, то уравнение имеет один (повторяющийся) действительный корень.

  • Если D<0D < 0, то уравнение не имеет действительных корней, а имеет два комплексных (мнимых) корня.

Шаг 3: Пример решения

Давайте рассмотрим несколько примеров.

Пример 1: Два различных корня

Уравнение: x2−3x−4=0x^2 — 3x — 4 = 0.

  1. Определяем коэффициенты: a=1a = 1, b=−3b = -3, c=−4c = -4.

  2. Находим дискриминант:

D=(−3)2−4⋅1⋅(−4)=9+16=25D = (-3)^2 — 4 cdot 1 cdot (-4) = 9 + 16 = 25

  1. Так как D>0D > 0, у нас два различных корня. Подставляем дискриминант в формулу:

x=−(−3)±252⋅1=3±52x = frac{-(-3) pm sqrt{25}}{2 cdot 1} = frac{3 pm 5}{2}

  1. Вычисляем два корня:

x1=3+52=82=4x_1 = frac{3 + 5}{2} = frac{8}{2} = 4
x2=3−52=−22=−1x_2 = frac{3 — 5}{2} = frac{-2}{2} = -1

Ответ: x1=4x_1 = 4, x2=−1x_2 = -1.

Пример 2: Один корень (повторяющийся)

Уравнение: x2−4x+4=0x^2 — 4x + 4 = 0.

  1. Определяем коэффициенты: a=1a = 1, b=−4b = -4, c=4c = 4.

  2. Находим дискриминант:

D=(−4)2−4⋅1⋅4=16−16=0D = (-4)^2 — 4 cdot 1 cdot 4 = 16 — 16 = 0

  1. Так как D=0D = 0, у нас один корень (повторяющийся):

x=−(−4)2⋅1=42=2x = frac{-(-4)}{2 cdot 1} = frac{4}{2} = 2

Ответ: x=2x = 2.

Пример 3: Нет действительных корней

Уравнение: x2+2x+5=0x^2 + 2x + 5 = 0.

  1. Определяем коэффициенты: a=1a = 1, b=2b = 2, c=5c = 5.

  2. Находим дискриминант:

D=22−4⋅1⋅5=4−20=−16D = 2^2 — 4 cdot 1 cdot 5 = 4 — 20 = -16

  1. Так как D<0D < 0, у нас нет действительных корней, а есть два комплексных корня. Для нахождения комплексных корней можно использовать следующую формулу:

x=−b±D2ax = frac{-b pm sqrt{D}}{2a}

где D=−16=4isqrt{D} = sqrt{-16} = 4i (где ii — мнимая единица). Тогда:

x=−2±4i2=−22±4i2=−1±2ix = frac{-2 pm 4i}{2} = frac{-2}{2} pm frac{4i}{2} = -1 pm 2i

Ответ: x1=−1+2ix_1 = -1 + 2i, x2=−1−2ix_2 = -1 — 2i.

Шаг 4: Другие методы решения

Кроме использования формулы, есть и другие методы решения квадратных уравнений, например:

  • Метод выделения полного квадрата. Этот метод полезен, когда уравнение можно преобразовать в вид (x+p)2=q(x + p)^2 = q, из которого легко найти корни.

  • Метод подбора. В этом методе пробуют подставить возможные значения для xx, но он применяется редко, особенно на более высоких уровнях математики.

Заключение

Для того чтобы решить квадратное уравнение, важно:

  1. Правильно определить коэффициенты aa, bb и cc.

  2. Вычислить дискриминант DD.

  3. Применить формулу для нахождения корней в зависимости от значения дискриминанта.

С практикой ты сможешь быстрее и увереннее решать квадратные уравнения, а также понимать, как дискриминант влияет на характер корней!

Scroll to Top

Карта сайта