Композиция комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» — это ключевая часть ее художественного строя, которая помогает раскрыть смысл произведения и его сатирический характер. Весь ход событий в пьесе построен по принципу схематизма, который можно назвать «поиском ревизора». Она разделена на пять действий, которые складываются в четкую структуру, на протяжении которой зритель видит развитие событий, начиная с паникующего ожидания появления ревизора до его разоблачения. Остановимся на композиции более детально:
1. Экспозиция (действие 1)
В экспозиции комедии Гоголь представляет основные персонажи и устанавливает ситуацию, в которой происходит действие пьесы. Местечковая власть в небольшом российском городе охвачена тревогой, вызванной слухами о приезде ревизора. Это создает атмосферу нервозности и паранойи среди чиновников. Здесь же мы знакомимся с центральными фигурами пьесы:
Городничий — главный герой, обременённый чиновничьей рутиной, беспокойный и коррумпированный.
Хлопов — его помощник, который помимо беспокойства, проявляет лояльность и страх перед возможными последствиями.
Местные чиновники — все они разные по типажу, но одинаково озабочены возможностью быть разоблаченными ревизором.
Слухи о ревизоре — слухи о приезде ревизора начинают распространяться по городу, создавая напряжение. Ревизор становится символом власти, над которой никто не властен.
2. Завязка (действие 2)
Завязка в пьесе происходит, когда приходит известие о том, что в город действительно направляется ревизор. Однако появляется непредсказуемый момент: Хлестаков, никому не известный молодой человек, оказывается принят за самого ревизора. Это недоразумение становится основой всей пьесы.
Тема комедийного недоразумения, где обычный человек (Хлестаков) оказывается в центре власти, служит катализатором для дальнейших событий. Этот момент создаёт основу для последующего развития событий и всей сатиры на тему человеческой природы, ложных представлений о власти и коррупции.
3. Развитие действия (действия 3-4)
В этих действиях происходит усиление комедийного эффекта и нарастающее недоразумение. Хлестаков, принимая на себя роль ревизора, начинает пользоваться преимуществами ситуации. Он начинает запрашивать взятки, давать распоряжения, искренне не понимая, что он всего лишь обычный человек, который оказался в нужном месте в нужное время. Это совершенно неожиданное превращение простого чиновника в объект внимания местных властей создает абсурдную ситуацию.
Чиновники города начинают ластиться к нему, уверенные, что он — ревизор. Это поведение обнажает всю суть человеческой слабости и низости, превращая их в смешных и жалких персонажей. В этом же разделе пьесы Гоголь ярко изображает коррумпированность чиновников, готовых идти на всё ради собственных интересов, в том числе и на подкуп.
Кульминация наступает, когда Хлестаков, поддавшись в свою очередь ложному представлению о себе, решает, что это — его шанс «покуражиться» и добиться личных выгод.
4. Кульминация (действие 5)
В кульминации пьесы ситуация достигает своего апогея. Гоголь подводит к моменту, когда Хлестаков окончательно осознает, что его приняли за ревизора, и начинает вести себя как полноправный ревизор. Он заказывает обеды, соглашается на взятки, даёт указания, как если бы был настоящим чиновником. В его голове создается образ человека, который обладает властью, и он начинает наслаждаться этим состоянием.
Разгул абсурда достигает своей высшей точки, когда реальные ревизоры (настоящие представители власти) объявляют, что Хлестаков — не тот, кого они ожидали. Местные власти, испугавшись разоблачения, начинают паниковать, поскольку теперь им предстоит предстать перед настоящими ревизорами с разоблаченными факами о коррупции.
5. Развязка
В финале пьесы Гоголь раскрывает, что, несмотря на все сомнения, Хлестаков уезжает из города, продолжая обманывать и манипулировать окружающими. В свою очередь, местные власти остаются в полном замешательстве и ожидании, что их ждет в дальнейшем. Гоголь завершает произведение решением о том, что тщеславие и коррупция никуда не уходят и их нельзя искоренить просто так.
Последний момент пьесы — это своего рода сатира на общественный строй того времени. Гоголь показывает, что даже если ситуация будет раскрыта, чиновники всё равно не понесут наказания, и коррупция продолжится, потому что система и сама по себе построена на недоразумениях и искажении реальности.
Общая структура композиции
Композиция «Ревизора» можно описать через принцип ритмичного усиления напряжения:
Постепенное наращивание ложных ожиданий (появление слухов о ревизоре).
Ситуация, основанная на недоразумении (Хлестаков, которого принимают за ревизора).
Нарастающий конфликт (честолюбивые чиновники начинают ластиться, что еще больше комично).
Кульминация (Хлестаков наслаждается своей властью, а чиновники теряют всякое чувство меры).
Развязка (объявление, что Хлестаков не был ревизором, но система продолжает существовать, и все остаются на своих местах).
Это цикличность и ирония, с которой Гоголь завершает пьесу, создают ощущение, что подобные события могут происходить бесконечно, поскольку сама система власти и чиновничьего аппарата неизменна.
Таким образом, композиция «Ревизора» четко структурирована и направлена на максимальное комическое и сатирическое воздействие на зрителя, открывая тему лицемерия, коррупции и абсурда в российской бюрократии.