как проверить реле на работоспособность мультиметром

Проверка реле мультиметром — это важный навык при диагностике электрических цепей, особенно в автомобилях, бытовой технике и электронике. Ниже приведен максимально подробный и пошаговый алгоритм проверки реле на работоспособность с помощью мультиметра.


🔧 Что такое реле?

Реле — это электромагнитный переключатель, который использует небольшой ток для замыкания или размыкания другой, более мощной цепи.

Реле обычно состоит из:

  • Катушки (обмотки) – управляющая часть.

  • Нормально разомкнутых (NO) и/или нормально замкнутых (NC) контактов.

  • Общего контакта (COM).


🔍 Инструменты:

  • Мультиметр (с функцией измерения сопротивления и прозвонки).

  • Источник питания (если нужно активировать катушку вручную) — например, аккумулятор 12 В.

  • Провода с зажимами (крокодилами).


🔍 Подготовка:

  1. Извлеките реле из схемы (если возможно), чтобы исключить влияние других компонентов.

  2. Найдите схему распиновки реле. Обычно она указана на корпусе (может быть как 4-контактное, так и 5-контактное реле).

    • Контакты катушки обычно обозначаются как 85 и 86.

    • Контакты коммутации — 30 (COM), 87 (NO), 87a (NC).


🧪 Пошаговая проверка реле:

🔹 Шаг 1: Проверка катушки реле

  1. Установите мультиметр в режим измерения сопротивления (Ω).

  2. Измерьте сопротивление между выводами катушки (обычно 85 и 86).

    • Нормальное сопротивление катушки 12 В реле — от 40 до 400 Ом.

    • Если сопротивление:

      • Близко к 0 Ом – короткое замыкание.

      • Бесконечность (обрыв) – катушка неисправна.

📌 Важно: Убедитесь, что измеряете именно между выводами катушки, а не контактами коммутации.


🔹 Шаг 2: Проверка контактов коммутации без питания

Контакт 87a (если он есть — это NC контакт):

  1. Установите мультиметр в режим прозвонки.

  2. Проверьте соединение между контактами 30 и 87a:

    • Должна быть проводимость (пищит).

  3. Проверьте между 30 и 87 (NO):

    • Не должно быть проводимости (тишина).


🔹 Шаг 3: Проверка работы реле под напряжением

Для этого понадобится источник питания 12 В (можно использовать аккумулятор, блок питания или батарею).

  1. Подайте питание на катушку реле:

    • Плюс на контакт 85, минус на 86.

    • Должен быть слышен щелчок — это означает, что реле сработало.

  2. Теперь снова прозвоните:

    • Между 30 и 87 — должна появиться проводимость.

    • Между 30 и 87a — должна пропасть проводимость (если есть этот контакт).

Если щелчка нет и/или контакты не переключаются — реле неисправно.


📋 Итоговая таблица состояний реле:

СостояниеКонтактыРезультат (нормально)
Без питания85–86Сопротивление 40–400 Ом
Без питания30–87aЕсть проводимость (NC)
Без питания30–87Нет проводимости (NO)
Подано питание (щелчок)30–87Есть проводимость (NO)
Подано питание (щелчок)30–87aНет проводимости (NC)

⚠️ Важно помнить:

  • Реле бывает разных типов: электромагнитные, твердотельные, с задержкой, бистабильные и т. д. Этот способ применим для обычных электромагнитных реле.

  • Если реле «залипает», работает с перебоями или щелкает, но не переключает — оно может быть частично неисправно (контакты подгорели).


Если у тебя есть конкретное реле (например, его модель или фото корпуса), я могу помочь точнее определить распиновку и специфику проверки.

Scroll to Top

Карта сайта