как из точки принадлежащей плоскости восстановить перпендикуляр

Вопрос восстановления перпендикуляра из точки, принадлежащей плоскости, может быть интерпретирован разными способами, в зависимости от того, что мы понимаем под «восстановлением перпендикуляра». Однако, наиболее стандартное и универсальное объяснение связано с тем, как провести перпендикуляр из произвольной точки, лежащей в плоскости, к какой-то прямой или другой плоскости. Давайте рассмотрим оба случая:

1. Проведение перпендикуляра из точки до прямой, принадлежащей плоскости.

Предположим, что у нас есть точка P(x1,y1,z1)P(x_1, y_1, z_1), которая лежит на плоскости πpi, заданной уравнением

Ax+By+Cz+D=0.Ax + By + Cz + D = 0.

Наша цель — провести перпендикуляр из точки PP на прямую, принадлежащую этой плоскости.

  1. Вектор нормали к плоскости.
    Плоскость πpi имеет нормальный вектор n⃗=(A,B,C)vec{n} = (A, B, C), который перпендикулярен всей плоскости.

  2. Нахождение прямой, перпендикулярной плоскости.
    Перпендикуляр из точки P(x1,y1,z1)P(x_1, y_1, z_1) будет направлен вдоль вектора нормали n⃗=(A,B,C)vec{n} = (A, B, C) и будет пересекать плоскость в какой-то точке Q(x2,y2,z2)Q(x_2, y_2, z_2).

  3. Уравнение прямой.
    Прямая, проходящая через точку P(x1,y1,z1)P(x_1, y_1, z_1) и направленная вдоль вектора нормали n⃗vec{n}, будет иметь параметрическое уравнение:

    {x(t)=x1+tA,y(t)=y1+tB,z(t)=z1+tC,begin{cases}
    x(t) = x_1 + tA, \
    y(t) = y_1 + tB, \
    z(t) = z_1 + tC,
    end{cases}

    где tt — параметр, определяющий положение точек на прямой.

  4. Нахождение точки пересечения прямой с плоскостью.
    Чтобы найти точку Q(x2,y2,z2)Q(x_2, y_2, z_2), нужно подставить координаты этой прямой в уравнение плоскости:

    A(x1+tA)+B(y1+tB)+C(z1+tC)+D=0.A(x_1 + tA) + B(y_1 + tB) + C(z_1 + tC) + D = 0.

    Это уравнение можно решить относительно tt:

    A(x1)+B(y1)+C(z1)+t(A2+B2+C2)+D=0,A(x_1) + B(y_1) + C(z_1) + t(A^2 + B^2 + C^2) + D = 0,

    или

    t=−(Ax1+By1+Cz1+D)A2+B2+C2.t = frac{-(Ax_1 + By_1 + Cz_1 + D)}{A^2 + B^2 + C^2}.

  5. Нахождение координат точки пересечения.
    После того как мы нашли tt, можно подставить его обратно в параметрическое уравнение прямой, чтобы получить координаты точки Q(x2,y2,z2)Q(x_2, y_2, z_2).

Таким образом, точка Q(x2,y2,z2)Q(x_2, y_2, z_2) является точкой пересечения прямой, перпендикулярной плоскости, с самой плоскостью.

2. Проведение перпендикуляра из точки к плоскости.

Теперь рассмотрим случай, когда точка P(x1,y1,z1)P(x_1, y_1, z_1) лежит в пространстве, и нам нужно провести перпендикуляр из этой точки к плоскости πpi, заданной уравнением:

Ax+By+Cz+D=0.Ax + By + Cz + D = 0.

Алгоритм решения будет аналогичен предыдущему, но мы не ограничены прямой, а просто ищем точку пересечения перпендикуляра с плоскостью.

  1. Нормальный вектор плоскости.
    Вектор нормали n⃗=(A,B,C)vec{n} = (A, B, C) к плоскости будет направлением перпендикуляра.

  2. Параметрическое уравнение перпендикуляра.
    Прямая, проходящая через точку P(x1,y1,z1)P(x_1, y_1, z_1) и направленная вдоль вектора нормали n⃗=(A,B,C)vec{n} = (A, B, C), будет иметь параметрическое уравнение:

    {x(t)=x1+tA,y(t)=y1+tB,z(t)=z1+tC.begin{cases}
    x(t) = x_1 + tA, \
    y(t) = y_1 + tB, \
    z(t) = z_1 + tC.
    end{cases}

    Эта прямая будет пересекаться с плоскостью в точке Q(x2,y2,z2)Q(x_2, y_2, z_2).

  3. Нахождение точки пересечения.
    Подставим координаты прямой в уравнение плоскости:

    A(x1+tA)+B(y1+tB)+C(z1+tC)+D=0.A(x_1 + tA) + B(y_1 + tB) + C(z_1 + tC) + D = 0.

    Получим уравнение для tt:

    A(x1)+B(y1)+C(z1)+t(A2+B2+C2)+D=0.A(x_1) + B(y_1) + C(z_1) + t(A^2 + B^2 + C^2) + D = 0.

    Решим относительно tt:

    t=−(Ax1+By1+Cz1+D)A2+B2+C2.t = frac{-(Ax_1 + By_1 + Cz_1 + D)}{A^2 + B^2 + C^2}.

  4. Подставляем значение tt.
    Подставляем значение tt в параметрическое уравнение прямой и получаем координаты точки Q(x2,y2,z2)Q(x_2, y_2, z_2), которая будет точкой, на которой перпендикуляр пересекает плоскость.

Итог

Перпендикуляр из точки P(x1,y1,z1)P(x_1, y_1, z_1), лежащей в плоскости πpi, можно провести, найдя точку пересечения прямой, проходящей через PP и направленной вдоль вектора нормали к плоскости. Вектор нормали определяется коэффициентами уравнения плоскости Ax+By+Cz+D=0Ax + By + Cz + D = 0. Решив систему уравнений, можно найти точку пересечения, которая будет искомой точкой на перпендикуляре.

Если нужно конкретное решение с числами, могу помочь с расчетами.

Scroll to Top

Карта сайта