В 4 классе литература в России охватывает достаточно разнообразные произведения, чтобы познакомить учеников с основами разных жанров и тем, включая народные сказки, произведения классической и современной литературы. Основной упор делается на развитие у детей навыков восприятия текста, внимание к его смыслу, умение анализировать персонажей, события и главное содержание.
Примерный список произведений и тем, которые обычно включаются в программу литературы для 4 класса:
1. Народные сказки
В рамках курса дети знакомятся с народными сказками, которые часто служат источником морали и жизненных уроков. Учащиеся анализируют персонажей сказок, их качества, а также символику, заложенную в этих произведениях.
Русские народные сказки:
«Колобок» (история о том, как Колобок сбежал от стариков и стал героем, но в конце оказался съеденным лисой).
«Курочка Ряба» (мораль о том, что счастье не всегда зависит от материальных ценностей).
«Три медведя» (сказка, в которой встречаются добро и зло, находит место тема уважения к дому и личной жизни).
«Иван-Царевич и серый волк» (путешествия, преодоление трудностей и помощь верных друзей).
Сказки народов мира:
«Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С. Пушкин) — знакомство с важностью умеренности и последствиями жадности.
«Золотая рыбка» (народный фольклор) — также урок по моральным качествам человека.
2. Произведения классиков детской литературы
В 4 классе учащиеся знакомятся с произведениями известных писателей, как русских, так и зарубежных. В этих произведениях много философских и нравственных уроков, а также большое внимание уделяется развитию сочинений и анализу текстов.
А.С. Пушкин:
«Руслан и Людмила» — сказка, полная чудес и приключений. Важная тема — борьба добра и зла.
«Сказка о золотом петушке» — философская сказка о власти и её последствиях.
Л.Н. Толстой:
«Казка о царе Салтане» — об идее свободы, справедливости и дружбы.
Корней Чуковский:
«Телефон» — о развивающемся технологическом прогрессе и милых, но забавных особенностях человеческой натуры.
«Мойдодыр» — о важности чистоты и заботы о себе.
3. Мифы и легенды
Также дети могут познакомиться с мифами древних народов, что расширяет их кругозор и знакомит с фундаментальными культурными кодами.
Греческие мифы:
«Геракл и его подвиги» — о силе, честности, долге и испытаниях героя.
Русские легенды:
«Сказания о князьях» — например, о князе Владимире, о княжне Ольге.
4. Современные произведения для детей
Помимо классических произведений, в программе есть и книги современных авторов, которые затрагивают актуальные темы для детей. Эти произведения могут быть более приближенными к жизни школьников, включая тематику дружбы, животных, важных жизненных ценностей.
В. Драгунский — «Денискины рассказы».
Ю. Дружков — «Чёрная кошка» (рассказ о том, как важно прислушиваться к своим переживаниям).
5. Основные темы, проходящие через программу
Мифологические мотивы — в произведениях мифологии и сказок часто фигурируют мотивы создания мира, борьбы добра и зла.
Дружба и честность — как одна из главных ценностей.
Труд и настойчивость — пример многих героев, которые добиваются успеха благодаря усердной работе и упорству.
Мудрость старших — важно уважать старших, прислушиваться к их советам и урокам.
6. Основные задачи, которые ставит программа по литературе для 4 класса:
Развитие умений анализа текста. Ученики учат выделять главное в произведении, анализировать его, подмечать особенности языка, композиции, тематики.
Чтение вслух и декламация. Часто дети читают текст вслух, что помогает развивать речевые навыки, улучшать произношение и уверенность в себе.
Обсуждение прочитанного. Это важная часть уроков литературы, в процессе обсуждения дети учат критически воспринимать текст, высказывать своё мнение, обсуждать нравственные проблемы.
Сочинение. В 4 классе начинаются задания, где дети учат сочинять свои собственные небольшие рассказы, сказки, основываясь на прочитанном материале.