«Что такое хорошо и что такое плохо?» — это стихотворение, написанное Корнеем Чуковским в 1929 году. Оно было создано для детей и стало одним из самых известных произведений этого автора. Стихотворение предназначено для того, чтобы помочь маленьким читателям понять основные моральные категории и различия между правильным и неправильным поведением. В нем даются яркие, понятные примеры и доступные образы, которые легко воспринимаются детьми.
Стихотворение и его структура
Стихотворение состоит из 9 строф и написано простым, доступным для детей языком. В нем Чуковский использует чередование рифм и репетиций, что помогает усилить запоминаемость текста. В каждой строфе автор, как бы «вопросом и ответом», объясняет разницу между хорошими и плохими поступками.
О чем стихотворение?
Стихотворение делится на две части: в первой части рассказывается о том, что является хорошим, а во второй — что плохим. В процессе объяснений Чуковский использует яркие образы и простые примеры, которые отражают основные моральные принципы. Например:
Что такое хорошо: в первой части стихотворения Чуковский перечисляет, что является хорошим и правильным. Это такие вещи, как любовь к родителям, добрые поступки, честность, забота о других людях, забота о животных и природе.
Что такое плохо: во второй части автор противопоставляет хорошему всё, что является плохим: обман, жадность, злость, грубость, непослушание.
Важные моменты и смысл стихотворения
Моральная направленность. Важно отметить, что стихотворение ориентировано на формирование у детей четкого представления о том, что есть добро, а что есть зло. Это помогает развить чувство ответственности и научить правильному поведению с самых ранних лет.
Доступность. Чуковский использует очень простые примеры и яркие образы, чтобы детям было понятно. Все сравнения, как правило, воспринимаются через знакомые ребенку вещи: любимые игрушки, родители, животные.
Не только для детей. Несмотря на то, что стихотворение ориентировано на детскую аудиторию, оно также может быть полезным взрослым, чтобы освежить понимание базовых моральных норм и принципов.
Образность и доступность. Одной из ярких особенностей стихотворения является его образность. Например, Чуковский пишет: «Если ты, например, сказал, что ты не болен, а на самом деле болен, — это плохо». Такой конкретный пример помогает ребенку сразу представить, что это именно ложь и что она является плохим поступком.
Положительные образы. В стихотворении Чуковский выделяет множество хороших поступков, которые являются примером для детей: помогать другу, заботиться о животных, читать книги, уважать старших.
Пример текста стихотворения
Вот, например, несколько строк из стихотворения:
Что такое хорошо и что такое плохо?
Я бывал на свете и везде бывал,
Всё на свете знаю, как осёл и как попугай.
Я читал на свете много книг,
Могу я ответить на все ваши вопросы.Хорошо! Когда дочка помогает маме,
Когда верит в сказку, и читает книгу.Плохо! Когда ругаются, бьют детей,
Когда ребёнка беспокойно кормят.
(Это обобщенные фразы и не полный цитатный текст, так как стихотворение достаточно большое).
Почему это произведение важно?
Воспитательная цель. Стихотворение помогает детям формировать понимание того, что такое правильно, а что — неправильно. Оно воспитывает у детей чувства ответственности и уважения к окружающим.
Яркость и запоминаемость. Простота языка, яркие образы и веселые, иногда ироничные примеры, делают стихотворение легко запоминающимся и доступным.
Состояние морального сознания. В раннем возрасте детям важно понимать, что хорошее поведение — это не просто наказание за неправильное, а добрые и полезные поступки, которые всегда вознаграждаются.
Связь с реальностью. В стихотворении хорошо показано, как часто дети сталкиваются с моральными выборами и как они могут научиться правильно различать их, опираясь на четкие ориентиры.
Заключение
Корней Чуковский в стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо?» создал яркую, эмоционально насыщенную работу, которая помогает детям понять важнейшие моральные ориентиры. Оно дает возможность ребенку задать вопросы о добре и зле, помогает взглянуть на окружающий мир через призму простых и доступных категорий. Это произведение, оставаясь частью культуры, продолжает быть актуальным в воспитании подрастающего поколения.