Административная школа в менеджменте (или административная теория управления) была одной из ключевых теоретических школ в начале XX века, и её основное внимание было сосредоточено на изучении эффективной организации работы и координации действий в учреждениях. Основные идеи административной школы были разработаны французским ученым Анри Файолем и другими исследователями, и цель её заключалась в разработке теории управления, которая могла бы быть применена к различным организациям для улучшения их работы и повышения эффективности.
Основные задачи, которые преследовала административная школа:
1. Структурирование процессов управления
Административная школа стремилась систематизировать и структурировать управление в организации. Главной задачей было создать систему принципов и подходов, которые помогали бы эффективно управлять крупными организациями, обеспечивать ясную структуру и координацию работы.
Это включало разработку таких принципов, как:
Разделение труда — работа должна быть разделена на определенные задачи для специализации сотрудников.
Иерархия власти — создание четкой вертикальной структуры управления, где каждый сотрудник имел бы чёткое понимание своих обязанностей и подчиненности.
Единство командования — каждый сотрудник должен получать указания от одного начальника, чтобы избежать путаницы и дублирования.
Единство направления — для выполнения задач должно быть установлено единство целей и стратегии, что помогает избежать конфликтов интересов между различными подразделениями.
2. Разработка принципов управления
Анри Файоль, один из основателей административной школы, разработал 14 принципов управления, которые должны были служить основой для эффективной организации и управления. К ним относятся:
Дисциплина — соблюдение дисциплины в коллективе и уважение к правилам.
Централизация и децентрализация — сбалансированное распределение полномочий между высшим и низшим звеном.
Справедливость — управление должно быть справедливым и учитывать интересы работников.
Предпринимательская деятельность — руководитель должен уметь принимать решения и быть ориентированным на результат.
Эти принципы должны были обеспечить стабильность в организациях, сделать их более гибкими и организованными.
3. Обеспечение эффективности управления
Важнейшей задачей административной школы было достижение высокой эффективности управления путем внедрения структурированных процессов, стандартных процедур и четкого разграничения ответственности. Для этого разрабатывались методы улучшения коммуникаций внутри организации, оптимизации рабочих процессов и минимизации излишней бюрократии.
Административная школа также акцентировала внимание на том, как важно правильно распределять ресурсы (человеческие, материальные, финансовые) для достижения наилучших результатов. Это подразумевало эффективное планирование и контроль.
4. Разработка научных основ для управления
Административная школа имела научный подход к управлению. Её представители пытались сделать теорию управления более научной и логичной. В отличие от других школ, которые были ориентированы на изучение конкретных методов работы (например, школа научного управления Фредерика Тейлора), административная школа была направлена на более широкое обоснование принципов управления и организационной структуры, что позволило бы менеджерам на разных уровнях использовать эти теории для практического применения.
5. Акцент на организационную структуру
В отличие от других школ, таких как школа научного управления, которые сосредотачивались на анализе труда рабочих, административная школа уделяла внимание не только отдельным элементам работы, но и организации в целом. Это включало:
Разработку и оптимизацию организационной структуры, включая создание рабочих подразделений, определение обязанностей, полномочий и взаимоотношений между ними.
Установление эффективной системы коммуникации для координации работы и контроля за выполнением задач.
6. Управление на всех уровнях
Административная школа выделяла важность управления как на высшем уровне (руководители высшего звена), так и на низшем (оперативный и технический персонал). Для каждого уровня разрабатывались определенные принципы и методы, чтобы обеспечить максимально эффективную работу на всех уровнях организации.
7. Развитие управления через обучение и опыт
Приверженцы административной школы считали, что для успешного управления необходимо обучать людей, развивать их способности и опыт. Также подчеркивалось важное значение правильной подготовки менеджеров, что в свою очередь способствовало бы более эффективному функционированию всей организации.
Принципы и идеи административной школы в контексте её задач:
Функциональная специализация: каждому сотруднику или подразделению делается акцент на выполнение определенных функций, что позволяет более эффективно управлять процессами.
Системность: организация рассматривается как система, в которой каждая часть взаимосвязана с другими. Это подчеркивает важность координации между различными подразделениями и уровнями управления.
Руководство и принятие решений: ключевое внимание уделяется роли менеджеров в принятии решений, которые должны базироваться на объективных данных и рациональных подходах.
Ориентированность на цели: создание четко определенных целей и ориентированных на них стратегий и процессов для достижения общих результатов.
Учет человеческого фактора: несмотря на акцент на структуре и системности, в административной школе также подчеркивалось значение человеческого элемента — управления людьми, их мотивации, взаимодействия и т.д.
Итоги:
Задача административной школы заключалась в создании теории и практики, направленных на повышение эффективности организаций через улучшение управленческих процессов, структур и принципов. Это был ответ на потребности того времени, когда организации становились всё более сложными, и необходимы были новые подходы к их управлению, чтобы обеспечить бесперебойную работу и успех на рынке.
Таким образом, административная школа стала основой для дальнейших теорий управления и оказала влияние на развитие менеджмента, проложив путь для таких более поздних школ, как поведенческая теория, теория систем и другие.