какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии ревизор

В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» преимущественно использован сатирический вид комического жанра. Это один из важнейших и глубочайших типов комического, отличающийся обострённой критикой социальных и нравственных пороков. Ниже приведён максимально подробный разбор, почему именно сатира доминирует в этом произведении и как она проявляется.


🔹 Что такое сатира?

Сатира — это форма комического, направленная на осмеяние пороков (как индивидуальных, так и общественных), с целью разоблачения, порицания и морального воздействия. В отличие от добродушного юмора или лёгкой иронии, сатира резка, обличительна, часто гротескна и может даже быть жестокой.


🔹 Почему в «Ревизоре» именно сатира?

1. Объект осмеяния — социальные пороки

Гоголь обнажает и беспощадно высмеивает:

  • коррупцию;

  • невежество и глупость чиновников;

  • чинопочитание и страх перед властью;

  • лицемерие, подхалимство, моральное разложение.

Каждый персонаж — это не просто человек, а воплощение определённого общественного зла:

  • Городничий — самодур, деспот, вор, символ самоуправства;

  • Почтмейстер — нарушает тайну переписки, шпионит;

  • Судья Ляпкин-Тяпкин — берёт взятки борзыми щенками;

  • Попечитель благотворительных учреждений Земляника — глуп и жесток, издевается над больными;

  • Аммос Фёдорович и Артемий Филиппович — судейские лица, погрязшие в беззаконии.

Это не просто карикатуры — это социальные типы, с которыми сталкивалась русская провинциальная действительность 1830-х годов.


2. Гротеск и преувеличение

Гоголь использует гротеск — художественный приём предельного преувеличения, доведения до абсурда:

  • Герои говорят штампами, не думают, а только боятся.

  • Все действия подчинены логике: «спрятать всё плохое», «обмануть ревизора», а не исправиться.

  • Сам Хлестаков — пустышка, абсолютно несостоятельный человек, принимаемый за ревизора. Абсурдность ситуации подчеркивает невежество чиновников.


3. Смех с обличительной функцией

Смех в «Ревизоре» не добрый и не лёгкий. Это жесткий обличительный смех, в котором есть элементы:

  • сарказма: например, когда Земляника описывает больницу с мертвецами как «хорошо устроенную»;

  • гротескной иронии: чиновники боятся «ревизора», а бояться должны своей совести;

  • пародий: диалоги, полные абсурда и словесной путаницы, высмеивают бюрократическую речь.


🔹 Другие комические элементы — но второстепенные

В «Ревизоре» присутствуют и другие виды комического, но они играют вспомогательную роль:

◾ Ирония

  • Сквозит в авторских ремарках и интонациях.

  • Например, описание Хлестакова как «нечаянно заехавшего» подчеркивает ироничность всей ситуации.

◾ Юмор

  • Иногда проявляется в отдельных сценах, особенно в диалогах Хлестакова с городскими дамами. Однако этот юмор часто граничит с фарсом и абсурдом, то есть работает на сатиру.

◾ Фарс

  • Преувеличенные действия и недоразумения (например, как Хлестаков внезапно превращается в «ревизора») создают фарсовый эффект, усиливая сатирическую составляющую.


🔹 Заключение

Таким образом, основной и доминирующий вид комического в «Ревизоре» — это сатира. Гоголь использует её как инструмент социальной критики, чтобы показать разложение российской провинциальной администрации, обнажить глупость, порочность и бессмысленность системы, в которой живут его персонажи.

❝Я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за один раз посмеяться над всем сразу.❞

— Н. В. Гоголь о «Ревизоре»

Эта фраза Гоголя прямо подтверждает, что цель пьесы — сатирическое осмеяние общества, и именно сатира — её основное художественное средство.

Scroll to Top

Карта сайта