Ортогональная проекция прямой на плоскость — это важный и полезный концепт в геометрии и линейной алгебре, который помогает «смотреть» на прямую с другой стороны, как бы «проецируя» ее на плоскость. Процесс ортогональной проекции связан с нахождением всех точек прямой, которые лежат на линии, перпендикулярной к данной плоскости.
Рассмотрим задачу:
У нас есть прямая lmathscr{l}, заданная уравнением в пространстве (например, через параметрическое или каноническое уравнение) и плоскость πpi, заданная уравнением вида:
a1x+a2y+a3z+d=0,a_1 x + a_2 y + a_3 z + d = 0,
где (a1,a2,a3)(a_1, a_2, a_3) — нормаль к плоскости.
Необходимо найти ортогональную проекцию этой прямой на плоскость. Что это означает?
Что такое ортогональная проекция?
Ортогональная проекция — это операция, при которой каждая точка фигуры (в данном случае — точки прямой) «проецируется» на плоскость вдоль линии, перпендикулярной этой плоскости. Это значит, что мы ищем точку на плоскости, которая лежит на прямой, проходящей через точку и перпендикулярной к плоскости.
Этапы нахождения ортогональной проекции прямой на плоскость:
Параметрическое уравнение прямой:
Пусть прямая lmathscr{l} задана параметрически:r⃗(t)=P0⃗+t⋅v⃗,vec{r}(t) = vec{P_0} + t cdot vec{v},
где:
P0⃗=(x0,y0,z0)vec{P_0} = (x_0, y_0, z_0) — точка на прямой,
v⃗=(vx,vy,vz)vec{v} = (v_x, v_y, v_z) — направляющий вектор прямой,
tt — параметр.
Уравнение плоскости:
Пусть плоскость πpi задана уравнением:a1x+a2y+a3z+d=0.a_1 x + a_2 y + a_3 z + d = 0.
Это уравнение можно переписать как:
a1x+a2y+a3z=−d.a_1 x + a_2 y + a_3 z = -d.
Вектор n⃗=(a1,a2,a3)vec{n} = (a_1, a_2, a_3) — нормаль к плоскости.
Поиск ортогональной проекции прямой:
Теперь, чтобы найти ортогональную проекцию прямой на плоскость, мы ищем новые координаты точек прямой, которые лежат на плоскости πpi, и при этом перпендикулярны исходной плоскости.Для этого:
Для каждой точки прямой P⃗(t)=P0⃗+t⋅v⃗vec{P}(t) = vec{P_0} + t cdot vec{v} находим проекцию этой точки на плоскость.
Проекция точки P⃗(t)vec{P}(t) на плоскость — это точка P′⃗(t)vec{P’}(t), которая лежит на прямой, перпендикулярной плоскости, проходящей через P⃗(t)vec{P}(t).
Проекция P′⃗(t)vec{P’}(t) на плоскость находится по следующей формуле:
P′⃗(t)=P⃗(t)−(a1x(t)+a2y(t)+a3z(t)+d)a12+a22+a32⋅(a1,a2,a3),vec{P’}(t) = vec{P}(t) — frac{(a_1 x(t) + a_2 y(t) + a_3 z(t) + d)}{a_1^2 + a_2^2 + a_3^2} cdot (a_1, a_2, a_3),
где x(t),y(t),z(t)x(t), y(t), z(t) — координаты точки P⃗(t)=(x(t),y(t),z(t))vec{P}(t) = (x(t), y(t), z(t)).
Этот процесс представляет собой движение вдоль прямой, а затем вычитание компоненты вдоль нормали, которая определяет расстояние до плоскости.
Пример:
Предположим, что прямая задана параметрически уравнением:
r⃗(t)=(1,2,3)+t⋅(2,−1,1),vec{r}(t) = (1, 2, 3) + t cdot (2, -1, 1),
а плоскость — уравнением:
x+2y−z=4.x + 2y — z = 4.
Тогда:
Напишем параметры для прямой P0⃗=(1,2,3)vec{P_0} = (1, 2, 3) и v⃗=(2,−1,1)vec{v} = (2, -1, 1).
Нормаль к плоскости n⃗=(1,2,−1)vec{n} = (1, 2, -1).
Используем вышеописанную формулу для проекции.
После этого можно будет получить параметрическое уравнение для ортогональной проекции прямой на плоскость.
Геометрическое представление:
Ортогональная проекция прямой на плоскость — это линия, которая будет параллельна прямой и лежать в самой плоскости. Для этого достаточно продлить прямую вдоль направления, перпендикулярного плоскости, и рассматривать «тени» этой прямой на плоскости, полученные в результате проекции.
Если прямую и плоскость задавать конкретными уравнениями, то можно вычислить точное уравнение ортогональной проекции.