как восстановить трудовую книжку при утере

Восстановление трудовой книжки при ее утере или повреждении — процесс, который требует выполнения нескольких шагов. Трудовая книжка является официальным документом, подтверждающим трудовой стаж, поэтому ее восстановление важно для сохранения всех прав и льгот, связанных с трудовой деятельностью. Вот подробный процесс восстановления трудовой книжки:

1. Обратитесь в организацию, где вы работали

Если трудовая книжка утеряна, первым делом нужно обратиться в те компании или организации, где вы работали, с целью получения копий записей о вашем трудовом стаже. Работодатель обязан хранить трудовые книжки своих сотрудников, а также иметь архивные записи о трудовой деятельности.

Как это сделать?

  • Подготовьте заявление о восстановлении трудовой книжки, указав в нем все сведения о вас (Ф.И.О., дата рождения, должности, в которых вы работали, даты начала и окончания работы).

  • Подавайте заявление в отдел кадров той организации, где вы работали. Если эта организация прекратила свою деятельность или поменяла название, необходимо обратиться в архив предприятия или в местный государственный архив, где могут храниться данные о вас.

Что делать, если компания прекратила существование?

  • Если компания прекратила свою деятельность, вы можете обратиться в архив организации, а если она была ликвидирована, — в местный архив (в случае, если запись о ликвидации была сделана).

  • Если архивы организации недоступны, вы можете попробовать восстановить записи в Пенсионном фонде или в иных государственных органах.

2. Запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

Пенсионный фонд имеет сведения о вашем стаже, которые записаны в персональных данных работников. ПФР может предоставить информацию о трудовом стаже, даже если трудовая книжка была утеряна.

Как запросить сведения:

  • Для этого необходимо подать заявление в территориальное отделение ПФР по месту жительства или через «Личный кабинет» на сайте Пенсионного фонда.

  • В заявлении нужно указать данные о себе (Ф.И.О., СНИЛС, дата рождения и другие идентифицирующие сведения).

Что вам предоставит ПФР:

  • Выписку из личного счета о стаже. Этот документ может быть использован для подтверждения трудового стажа, если трудовая книжка потеряна. Выписка, как правило, содержит информацию о периодах работы и начислениях страховых взносов.

3. Восстановление записей в трудовой книжке

После того как вы получите информацию о трудовом стаже (из архива работодателя или ПФР), можно приступать к восстановлению записей в трудовой книжке.

Что потребуется для восстановления:

  • Показания трудового стажа (выписка из ПФР, архивные записи, свидетельства о трудовой деятельности).

  • Свидетельства или копии приказов о приеме на работу, увольнении, переводах.

  • Если работодатель, у которого вы трудились, не может предоставить нужные сведения (например, из-за ликвидации), можно предоставить иные документы (например, договоры, справки, подтверждающие факт трудовой деятельности).

Что делать, если записи о трудовой деятельности отсутствуют?
Если записи о работе в архиве отсутствуют (например, работодатель не вносил их), потребуется дополнительное подтверждение — это могут быть такие документы, как:

  • Справки с места работы.

  • Договоры трудовые или гражданско-правовые.

  • Подтверждение из Пенсионного фонда.

4. Заполнение трудовой книжки

Когда все необходимые данные собраны, необходимо будет обратиться в организацию, которая должна восстановить записи в вашей трудовой книжке. Обычно этим занимается отдел кадров текущего работодателя.

Процесс восстановления:

  • Записи о трудовой деятельности заносятся в новую трудовую книжку (или в восстановленную). Все записи должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями законодательства.

  • Учитывая, что трудовая книжка — официальный документ, записи должны быть заверены печатью и подписью ответственного лица организации.

Особенности записи:

  • Если запись о трудовой деятельности делает новый работодатель, то необходимо указать, что трудовая книжка восстанавливается в связи с утратой (например, на титульном листе или в разделе «Примечание»).

  • Если невозможно восстановить записи по какой-либо причине, в трудовую книжку может быть добавлена специальная запись (например, по запросу ПФР или другим подтверждающим документам).

5. Применение иных методов восстановления (при отсутствии информации)

Если восстановить трудовую книжку невозможно из-за отсутствия данных о стаже, вам могут выдать специальное удостоверение, которое будет подтверждать ваш стаж. Также можно подать иск в суд, если работодатели отказываются восстанавливать информацию или предоставлять сведения, и вы можете доказать свои трудовые права.

6. Что делать, если утеряна не только трудовая книжка, но и другие документы (например, паспорт)?

Если утеряны и другие документы, то вам также следует обратиться в местные органы для их восстановления (паспорт, свидетельство о рождении, СНИЛС и другие). В таком случае потребуется временный паспорт или другие удостоверяющие личность документы для подачи заявлений в органы и работодателей.

7. Процесс восстановления в случае повреждения трудовой книжки

Если трудовая книжка не утеряна, а повреждена, необходимо обратиться в работодателя для ее восстановления. Восстановление поврежденной трудовой книжки также потребует подтверждения всех записей и исправления их, если они были неразборчивыми или затрудняли чтение.


Весь процесс восстановления трудовой книжки может занять некоторое время, и в нем могут быть нюансы в зависимости от вашего стажа работы, состояния архивов, состояния документа и других факторов. Однако, в случае соблюдения всех законных процедур, восстановление трудовой книжки возможно.

Scroll to Top

Карта сайта