Фа минор (F minor) — это тональность, которая состоит из определенного набора звуков, характерных для минорного лада. Чтобы разобрать, какие знаки встречаются в тональности фа минор, нужно сначала понять строение минорной гаммы и особенности ключевых знаков в ней.
Шаг 1: Построение фа минорной гаммы
Минорная гамма в классической музыке обычно строится по определенному шаблону: от тоники до октавы, с шагами, соответствующими минорному строю. В стандартном миноре используется такая последовательность интервалов:
Тоника (1-й ступень) – начальная нота гаммы.
Малая секунда (2-й ступень) – полутон.
Большая терция (3-й ступень) – целый тон.
Чистая кварта (4-й ступень) – целый тон.
Чистая квинта (5-й ступень) – целый тон.
Малая секунда (6-й ступень) – полутон.
Малая секунда (7-й ступень) – полутон.
Гамма фа минор состоит из нот:
Фа — соль — бемоль-ля — ля — си-бемоль — до — ре — ми-бемоль.
Это фа минор, построенный на натуральной минорной гамме.
Шаг 2: Определение ключевых знаков
Натуральная гамма фа минор имеет следующие изменения:
Соль — без знака, естественная нота.
Ля — без знака.
Си — бемоль (си-бемоль).
До — без знака.
Ре — без знака.
Ми — бемоль (ми-бемоль).
Заключение по натуральному минору: ключевые знаки для фа минор — это бемоль на си, ми.
Шаг 3: Мелодический и гармонический минор
Минор, в зависимости от контекста, может быть использован в различных вариантах: натуральном, гармоническом и мелодическом. Каждый из них вносит изменения в гамму.
Гармонический минор
Гармонический минор фа минор строится по схеме:
Фа — начальная нота.
Соль — без знака.
Ля — без знака.
Си-бемоль — бемоль.
До — без знака.
Ре-бемоль — бемоль.
Ми — диез (ми-диез, повышенная нота для создания повышенной квинты).
Таким образом, в гармоническом фа миноре появляются такие знаки, как ми-диез и си-бемоль.
Мелодический минор
Мелодический минор в восходящей форме имеет еще больше изменений:
Фа — начальная нота.
Соль — без знака.
Ля — без знака.
Си-бемоль — бемоль.
До — без знака.
Ре — без знака.
Ми — диез (повышается).
Си — натуральная (бемоль отменяется).
То есть, в восходящей форме мелодического минорного лада появляются ми-диез и си в качестве новых знаков. На спуске (по убыванию) мелодический минор возвращается к натуральному варианту, то есть звучат бемоли на си и ми.
Шаг 4: Подытожим
Итак, в фа минорной тональности могут встречаться следующие знаки в зависимости от используемой гаммы:
В натуральном фа миноре: бемоль на си и ми.
В гармоническом фа миноре: добавляется ми-диез.
В мелодическом фа миноре (восходящем): добавляется ми-диез и си (бемоль на си исчезает).
Ключевые знаки в фа миноре:
Си-бемоль.
Ми-бемоль.
Ми-диез (в гармоническом и мелодическом ладах).
Си (в мелодическом восходящем, вместо си-бемоля).
Так что, в зависимости от контекста и варианта лада, ключевые знаки могут варьироваться, но основным и неизменным является си-бемоль и ми-бемоль в натуральной форме.