Задание 16 ОГЭ по информатике — это задача на систем счисления, представление чисел и операции с ними, чаще всего — работа с позиционными системами счисления (в том числе нестандартными), перевод между системами, вычисления по правилам систем счисления, поиск оснований и т.д.
📌 Варианты типов задач №16 (наиболее частые)
Перевод числа из одной системы счисления в другую.
Например: перевести число из восьмеричной в десятичную или наоборот.Найти основание системы счисления, если известна запись числа.
Например: при каком основании система счисления запись числа321_x
равна десятичному числу 100.Найти минимальное основание системы счисления, при котором запись корректна.
Например: какое наименьшее основание может иметь система счисления, в которой запись2A5
допустима.Работа с вычислениями в различных системах счисления.
Например: найти результат выражения(132)_x + (213)_x
=1005
в десятичной системе.Сравнение чисел в разных системах счисления.
Пример: какое из чисел больше:1101_2
или15_10
?
🔢 Основные понятия
📍 Что такое система счисления?
Это способ представления чисел с использованием набора символов (цифр) и определённых правил.
Десятичная (основание 10): цифры от 0 до 9.
Двоичная (основание 2): 0, 1.
Восьмеричная (основание 8): 0–7.
Шестнадцатеричная (основание 16): 0–9, A–F (A = 10, …, F = 15).
✅ Как решать? Подробный алгоритм
📌 1. Перевод числа из одной системы счисления в десятичную
Алгоритм:
Берём каждую цифру числа, умножаем на основание системы в соответствующей степени (считая справа налево, от 0 и далее), и складываем.
Пример:
Перевести (321)_5 в десятичную систему.
👉
3⋅52+2⋅51+1⋅50=3⋅25+2⋅5+1=75+10+1=863 cdot 5^2 + 2 cdot 5^1 + 1 cdot 5^0 = 3 cdot 25 + 2 cdot 5 + 1 = 75 + 10 + 1 = 86
📌 2. Перевод из десятичной в другую систему счисления
Алгоритм:
Делим число на основание системы счисления.
Записываем остаток (он станет крайней правой цифрой).
Повторяем, пока результат деления ≠ 0.
Число в новой системе счисления — это остатки в обратном порядке.
Пример:
Перевести число 86 в систему с основанием 5.
👉
86 : 5 = 17, остаток 1
17 : 5 = 3, остаток 2
3 : 5 = 0, остаток 3
Ответ: (321)_5
📌 3. Найти основание системы счисления
Типичная формулировка:
При каком основании 321_x = 100
в десятичной?
Алгоритм:
Подставляем в выражение: 3×2+2x+1=1003x^2 + 2x + 1 = 100
Решаем квадратное уравнение.
Пример:
3×2+2x+1=1003x^2 + 2x + 1 = 100
3×2+2x+1−100=03x^2 + 2x + 1 — 100 = 0
3×2+2x−99=03x^2 + 2x — 99 = 0
Решаем через дискриминант:
D=22+4⋅3⋅99=4+1188=1192D = 2^2 + 4 cdot 3 cdot 99 = 4 + 1188 = 1192
x=−2±11926x = frac{-2 pm sqrt{1192}}{6}
Если корень нецелый — значит основание не целое → нужно перепроверить данные задачи.
Обычно в заданиях подбирают вручную, проверяя несколько значений x:
Например:
x=4 → 3∗16+2∗4+1=48+8+1=573*16 + 2*4 + 1 = 48 + 8 + 1 = 57
x=5 → 3∗25+10+1=863*25 + 10 + 1 = 86
x=6 → 3∗36+12+1=1213*36 + 12 + 1 = 121
x=5.5? Нет, пробуем x = 5, получили 86
Попробовать x=?, пока не получим 100.
📌 4. Найти минимальное основание
Пример:
Какое минимальное основание может быть у системы счисления, если в числе 2A5
используются цифры 2
, A
, 5
?
Алгоритм:
Найти максимальную цифру.
2
,5
— цифры,A
= 10.
Значит, минимальное основание = один больше самой большой цифры, то есть 11.
📌 5. Сравнение чисел
Пример:
Что больше: 1101_2
или 15_10
?
Переводим 1101_2
в десятичную:
1∗23+1∗22+0∗21+1∗20=8+4+0+1=131*2^3 + 1*2^2 + 0*2^1 + 1*2^0 = 8 + 4 + 0 + 1 = 13
13 < 15 → значит, 15_10
больше.
🧠 Лайфхаки и советы
Цифры > 9 в системах от 11 и выше:
A = 10, B = 11, …, F = 15, G = 16 и т.д.Проверка допустимости записи:
Если в числе3F
используетсяF
, то основание минимум 16.Быстрый перевод из двоичной в шестнадцатеричную и обратно:
Группируем по 4 бита справа налево.Не бойся считать столбиком, особенно при переводе чисел из и в десятичную систему — это нормальная практика на экзамене.
📚 Тренировочные задания
Хочешь, я могу сгенерировать тебе подборку заданий №16 разного уровня сложности для практики?
📌 Заключение
Задача №16 — одна из самых логичных и алгоритмичных в ОГЭ. Всё зависит от аккуратности и знания алгоритма перевода чисел между системами счисления. Чем больше ты решаешь, тем быстрее увидишь «паттерны».
Хочешь разобрать конкретное задание или потренироваться на твоих примерах?