как решать 16 задание огэ информатика

Задание 16 ОГЭ по информатике — это задача на систем счисления, представление чисел и операции с ними, чаще всего — работа с позиционными системами счисления (в том числе нестандартными), перевод между системами, вычисления по правилам систем счисления, поиск оснований и т.д.


📌 Варианты типов задач №16 (наиболее частые)

  1. Перевод числа из одной системы счисления в другую.
    Например: перевести число из восьмеричной в десятичную или наоборот.

  2. Найти основание системы счисления, если известна запись числа.
    Например: при каком основании система счисления запись числа 321_x равна десятичному числу 100.

  3. Найти минимальное основание системы счисления, при котором запись корректна.
    Например: какое наименьшее основание может иметь система счисления, в которой запись 2A5 допустима.

  4. Работа с вычислениями в различных системах счисления.
    Например: найти результат выражения (132)_x + (213)_x = 1005 в десятичной системе.

  5. Сравнение чисел в разных системах счисления.
    Пример: какое из чисел больше: 1101_2 или 15_10?


🔢 Основные понятия

📍 Что такое система счисления?

Это способ представления чисел с использованием набора символов (цифр) и определённых правил.

  • Десятичная (основание 10): цифры от 0 до 9.

  • Двоичная (основание 2): 0, 1.

  • Восьмеричная (основание 8): 0–7.

  • Шестнадцатеричная (основание 16): 0–9, A–F (A = 10, …, F = 15).


✅ Как решать? Подробный алгоритм


📌 1. Перевод числа из одной системы счисления в десятичную

Алгоритм:
Берём каждую цифру числа, умножаем на основание системы в соответствующей степени (считая справа налево, от 0 и далее), и складываем.

Пример:
Перевести (321)_5 в десятичную систему.

👉
3⋅52+2⋅51+1⋅50=3⋅25+2⋅5+1=75+10+1=863 cdot 5^2 + 2 cdot 5^1 + 1 cdot 5^0 = 3 cdot 25 + 2 cdot 5 + 1 = 75 + 10 + 1 = 86


📌 2. Перевод из десятичной в другую систему счисления

Алгоритм:

  • Делим число на основание системы счисления.

  • Записываем остаток (он станет крайней правой цифрой).

  • Повторяем, пока результат деления ≠ 0.

  • Число в новой системе счисления — это остатки в обратном порядке.

Пример:
Перевести число 86 в систему с основанием 5.

👉
86 : 5 = 17, остаток 1
17 : 5 = 3, остаток 2
3 : 5 = 0, остаток 3

Ответ: (321)_5


📌 3. Найти основание системы счисления

Типичная формулировка:
При каком основании 321_x = 100 в десятичной?

Алгоритм:

  • Подставляем в выражение: 3×2+2x+1=1003x^2 + 2x + 1 = 100

  • Решаем квадратное уравнение.

Пример:
3×2+2x+1=1003x^2 + 2x + 1 = 100
3×2+2x+1−100=03x^2 + 2x + 1 — 100 = 0
3×2+2x−99=03x^2 + 2x — 99 = 0

Решаем через дискриминант:

  • D=22+4⋅3⋅99=4+1188=1192D = 2^2 + 4 cdot 3 cdot 99 = 4 + 1188 = 1192

  • x=−2±11926x = frac{-2 pm sqrt{1192}}{6}

Если корень нецелый — значит основание не целое → нужно перепроверить данные задачи.

Обычно в заданиях подбирают вручную, проверяя несколько значений x:
Например:

  • x=4 → 3∗16+2∗4+1=48+8+1=573*16 + 2*4 + 1 = 48 + 8 + 1 = 57

  • x=5 → 3∗25+10+1=863*25 + 10 + 1 = 86

  • x=6 → 3∗36+12+1=1213*36 + 12 + 1 = 121

  • x=5.5? Нет, пробуем x = 5, получили 86
    Попробовать x=?, пока не получим 100.


📌 4. Найти минимальное основание

Пример:
Какое минимальное основание может быть у системы счисления, если в числе 2A5 используются цифры 2, A, 5?

Алгоритм:

  • Найти максимальную цифру.

    • 2, 5 — цифры, A = 10.

  • Значит, минимальное основание = один больше самой большой цифры, то есть 11.


📌 5. Сравнение чисел

Пример:
Что больше: 1101_2 или 15_10?

Переводим 1101_2 в десятичную:
1∗23+1∗22+0∗21+1∗20=8+4+0+1=131*2^3 + 1*2^2 + 0*2^1 + 1*2^0 = 8 + 4 + 0 + 1 = 13

13 < 15 → значит, 15_10 больше.


🧠 Лайфхаки и советы

  1. Цифры > 9 в системах от 11 и выше:
    A = 10, B = 11, …, F = 15, G = 16 и т.д.

  2. Проверка допустимости записи:
    Если в числе 3F используется F, то основание минимум 16.

  3. Быстрый перевод из двоичной в шестнадцатеричную и обратно:
    Группируем по 4 бита справа налево.

  4. Не бойся считать столбиком, особенно при переводе чисел из и в десятичную систему — это нормальная практика на экзамене.


📚 Тренировочные задания

Хочешь, я могу сгенерировать тебе подборку заданий №16 разного уровня сложности для практики?


📌 Заключение

Задача №16 — одна из самых логичных и алгоритмичных в ОГЭ. Всё зависит от аккуратности и знания алгоритма перевода чисел между системами счисления. Чем больше ты решаешь, тем быстрее увидишь «паттерны».

Хочешь разобрать конкретное задание или потренироваться на твоих примерах?

Scroll to Top

Карта сайта