Хлестаков, главный герой комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», — фигура, олицетворяющая собой пороки российской бюрократической и социальной системы того времени. Вопрос о том, как его приняли в богоугодных заведениях, требует понимания контекста и особенностей взаимодействия Хлестакова с чиновниками и представителями духовенства в разных частях произведения.
1. Контекст визита Хлестакова в богоугодные заведения
В произведении Гоголя Хлестаков приезжает в город, где его ошибочно принимают за важного ревизора, посланного из Петербурга для проверки местной администрации. В процессе комедийного развития сюжета Хлестаков, не имея ни малейшего представления о своей роли, начинает воспринимать эту ошибочную репутацию всерьез и использует её в своих целях.
В одном из эпизодов, в котором он сталкивается с представителями духовенства, Гоголь с сарказмом и иронией подчеркивает, как подчиненные в богоугодных заведениях тоже не могут не реагировать на статус человека, которого приняли за высокопоставленного ревизора.
2. Принятие Хлестакова духовенством
Когда Хлестаков приходит в дом попа и других духовных лиц, они воспринимают его как важного чиновника, который, возможно, может повлиять на их карьеру или положение. В этом контексте Гоголь показывает, как церковь и духовенство, несмотря на их святость и идею служения Богу, оказываются втянутыми в ту же самую порочную систему подчинения и лести, что и светские чиновники.
Приветствие и уважение: Когда Хлестаков оказывается в доме попа, его встречают с должным почтением. Это не удивительно, поскольку церковь, как и государственные учреждения, в этом городе поглощена идеей угодить любому возможному высокопоставленному лицу. Поп и другие духовные лица оказывают Хлестакову всевозможные знаки уважения, готовы предложить ему всё, что тот пожелает.
Обсуждение положения: Хлестаков в этих сценах не оставляет никаких иллюзий по поводу того, что он на самом деле не является ревизором, и его даже не интересуют вопросы духовности или нравственности. Он просто продолжает пользоваться статусом, что позволяет ему без труда манипулировать людьми.
Мнимый авторитет: В сценах с попом, священниками и монахинями, Хлестаков ощущает себя в роли человека, который может дать указания и распоряжения, хотя на самом деле его власть ничем не подкреплена. Это один из ярких примеров того, как религиозные лица, которые должны быть скромными и посвященными служению, оказываются в ситуации, где они почитают и угождают фальшивому «властелину», абсурдность чего Гоголь использует как средство высмеивания.
3. Ирония и критика
Самая значительная цель Гоголя — это не просто показать, как Хлестаков обманывает чиновников и духовенство, а раскрыть глубину пороков и лицемерия, существующих в обществе. Сцены с богоугодными заведениями — это одна из многочисленных ситуаций, где на первый план выходит тема обмана и пустоты в общественных институтах. Несмотря на религиозный статус, попы и монахи в рассказах Гоголя тоже участвуют в лести, корысти и лицемерии.
Гоголь показывает, как для сохранения собственного положения или улучшения своей ситуации они готовы принять человека, который будет для них полезен, вне зависимости от его реальной ценности как личности или должностного положения. Хлестаков, манипулируя своими вымышленными полномочиями, оказывается в центре этой системы, и через его взаимодействия с духовенством Гоголь высмеивает пороки, присущие всей бюрократической и церковной системе.
4. Как это связано с темой «ревизии»?
Ревизор — это не только чиновник из Петербурга, но и метафора всей системы контроля и проверки. Гоголь, показывая, как каждый в городе или даже в богоугодных заведениях готов угождать любому «высокому» лицу, даже если оно просто обманщик, поднимает важные вопросы о нравственности, религиозности, честности и способности людей критически осмысливать происходящее вокруг них. Через Хлестакова, который сам является всего лишь пустой оболочкой, Гоголь демонстрирует, как легко люди теряют свою идентичность и целеустремленность, поддаваясь системе подхалимажа и лестных слов.
5. Подводя итог:
Принятие Хлестакова в богоугодных заведениях в «Ревизоре» — это яркий пример того, как высокопочитаемые представители духовенства оказываются втянутыми в абсурдный мир лицемерия и подчинения внешним, ничем не подкрепленным авторитетам. Гоголь использует эти сцены, чтобы показать всю ироничность и трагичность человеческой зависимости от внешнего одобрения, независимо от того, насколько оно обосновано.