как решать неравенства методом интервалов

Метод интервалов — это один из самых мощных и универсальных способов решения рациональных неравенств, произведений и дробей (в общем, когда выражение можно представить в виде произведения или частного множителей). Ниже — максимально подробное объяснение метода.


📌 Когда используется метод интервалов?

Метод интервалов применяется для решения неравенств вида:

  • (x−a1)(x−a2)…(x−an) >, <, ≥, ≤ 0(x — a_1)(x — a_2)…(x — a_n) >, <, geq, leq 0

  • P(x)Q(x)>, <, ≥, ≤ 0dfrac{P(x)}{Q(x)} >, <, geq, leq 0, где P(x)P(x) и Q(x)Q(x) — многочлены.


🧠 Идея метода

Решение неравенства сводится к анализу знаков выражения на промежутках, на которые делит числовую прямую нулевые точки (корни) числителя и знаменателя.


🔢 Пошаговый алгоритм метода интервалов


Шаг 1. Привести неравенство к стандартному виду

Выразить неравенство так, чтобы с одной стороны было 0:

  • (x−2)(x+3)(x−5)>0(x — 2)(x + 3)(x — 5) > 0

  • x2−9x−4≤0dfrac{x^2 — 9}{x — 4} leq 0


Шаг 2. Найти нули числителя и знаменателя

Найди значения xx, при которых каждая скобка или множитель становится нулём. Это точки разбиения.

Пример:

(x−1)(x+2)(x−4)>0dfrac{(x — 1)(x + 2)}{(x — 4)} > 0

Нули числителя: x=1x = 1, x=−2x = -2

Нули знаменателя: x=4x = 4 (важно: исключается из ОДЗ)


Шаг 3. Отметить точки на числовой прямой

Нанеси найденные корни на числовую прямую в порядке возрастания:

−2  1  4-2quad 1quad 4

Это делит прямую на промежутки:

  • (−∞,−2)(-infty, -2)

  • (−2,1)(-2, 1)

  • (1,4)(1, 4)

  • (4,+∞)(4, +infty)


Шаг 4. Определить знак выражения на каждом промежутке

Для каждого промежутка подставляем тестовую точку (любое число из промежутка) в исходное выражение. Можно просто определять знак каждого множителя и считать общий знак.

Пример:

Выражение: (x−1)(x+2)(x−4)dfrac{(x — 1)(x + 2)}{(x — 4)}

Рассмотрим промежутки:

  1. x<−2x < -2, возьмём x=−3x = -3:

    • ((-3 — 1)(-3 + 2)/(-3 — 4) = (-)(-)/(–) = + / (–) = –**

  2. −2<x<1-2 < x < 1, возьмём x=0x = 0:

    • ((–)(+)/(–) = –**

  3. 1<x<41 < x < 4, возьмём x=2x = 2:

    • ((+)(+)/(–) = –**

  4. x>4x > 4, возьмём x=5x = 5:

    • ((+)(+)/(+) = +**

Записываем знак выражения на каждом промежутке:

ИнтервалЗнак выражения
(−∞,−2)(-infty, -2)
(−2,1)(-2, 1)
(1,4)(1, 4)
(4,+∞)(4, +infty)+

Шаг 5. Учитываем знак неравенства и исключения

Наше неравенство:

(x−1)(x+2)(x−4)>0dfrac{(x — 1)(x + 2)}{(x — 4)} > 0

Нам нужны положительные значения выражения, т.е. где знак «+».

Из таблицы видно: только интервал (4,+∞)(4, +infty) подходит.

Также учитываем:

  • Точки, где числитель 0 — дают значение 0 → включаем только при ≥geq или ≤leq.

  • Точки, где знаменатель 0всегда исключаем (деление на 0 нельзя!)

В примере:

  • x=4x = 4 — исключается всегда (деление на 0).

  • x=1x = 1, x=−2x = -2нулевые точки числителя, но у нас строгое неравенство, значит, не включаем.


Ответ:

x∈(4,+∞)x in (4, +infty)


🔁 Пример с произведением:

Решим:

(x−1)(x+3)(x−2)≤0(x — 1)(x + 3)(x — 2) leq 0


Шаг 1: Выражение уже приведено к нужному виду.

Шаг 2: Найдём корни:

  • x=−3x = -3, x=1x = 1, x=2x = 2

Шаг 3: Отметим на прямой: −3,1,2-3, 1, 2

Шаг 4: Определим знаки на промежутках:

ИнтервалЗнаки множителейОбщий знак
(−∞,−3)(-infty, -3)(–)(–)(–) → –
(−3,1)(-3, 1)(+)(–)(–) → ++
(1,2)(1, 2)(+)(+)(–) → –
(2,+∞)(2, +infty)(+)(+)(+) → ++

Шаг 5: Нас интересует ≤0leq 0 → выбираем интервалы со знаком , а также нулевые точки.

Проверим точки:

  • x=−3x = -3: скобка (x+3)(x + 3) = 0 → всё выражение = 0 → включаем

  • x=1x = 1: (x−1)=0(x — 1) = 0 → включаем

  • x=2x = 2: (x−2)=0(x — 2) = 0 → включаем


✅ Ответ:

x∈[−3,1]∪[1,2]x in [-3, 1] cup [1, 2]

(точка 1 входит один раз, не надо дважды писать, просто объединяется)


❗ Важные замечания:

  1. Точки, где выражение не определено (знаменатель 0) — всегда исключаются.

  2. Если есть степень (например, (x−2)2(x — 2)^2), то на этом промежутке знак не меняется.

  3. Если степень чётная — знак не меняется, нечётная — меняется.

  4. Работает и для иррациональных выражений, если удаётся разложить.


Если хочешь, могу также разобрать пример с иррациональностью или с модулем.

Scroll to Top

Карта сайта