Фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978), который стал классикой советского кинематографа, был снят в нескольких живописных и исторически значимых локациях. Большинство съемок было проведено в России, а точнее — в Подмосковье и других местах, где создавались декорации, максимально приближенные к историческому контексту, чтобы создать атмосферу Франции XVII века. Давайте разберемся по порядку.
1. Москва и Подмосковье
Основная часть съемок происходила в окрестностях Москвы и Подмосковья. Множество сцен было снято в исторических местах, таких как Коломенское и Царицыно — дворцовые комплексы, которые в некоторых сценах играли роль французских замков и дворцов. Эти места идеально подходили для воссоздания атмосферы королевской Франции того времени. Например, Коломенское использовалось для съемок дворца кардинала Ришелье и ряда других ключевых эпизодов.
Также съемки проходили в парке «Царицыно» (это, в частности, сцены дуэлей и некоторые моменты, связанные с природными пейзажами). Отметим, что сама усадьба Царицыно в XVIII веке имела французский стиль, что и сыграло роль в выборе этого места.
2. Тульская область (Куликово поле)
Одним из самых эпичных мест для съемок стала территория Куликова поля (Тульская область). Это место стало знаковым для некоторых сцен, связанных с важными историческими событиями Франции, а также для сцен сражений. Хотя, конечно, исторически Куликово поле связано с событиями России, оно прекрасно подошло для создания атмосферы больших битв.
3. Съемки в студии «Мосфильм»
Также значительное количество сцен было снято на студии «Мосфильм», где создавались декорации для интерьеров. Множество сцена, происходящих в королевских дворцах, палацах, а также в комнатах и кабинетах, снимались в павильонах этой знаменитой студии. В павильонах студии воспроизводились знаменитые французские интерьеры того времени, такие как комнаты королевы Анны Австрийской и кардинала Ришелье.
4. Использование французских локаций (перепостройки)
Несмотря на основное место съемок в Советском Союзе, для некоторых сцен использовались так называемые перепостройки французских декораций. В частности, сцены в парижских улицах, в том числе знаменитая сцена, когда Д’Артаньян, встречая Атоса, Портоса и Арманака, бежит по мосту, были сняты с использованием декоративных элементов, имитирующих французскую архитектуру.
5. Использование реквизита и костюмов
Для воссоздания исторического антуража использовались оригинальные костюмы и реквизит, соответствующий французской моде XVII века. Многие детали (платки, шпаги, доспехи) были собраны из различных коллекций, чтобы добавить визуальной достоверности.
6. Особенности съемок на природе
Особое внимание уделялось природным съемочным площадкам. Например, сцены, изображающие леса и французскую сельскую местность, снимались в живописных местах Подмосковья, что позволяло создать нужное чувство пространства и аутентичности, особенно когда снимались сцены с рыцарскими поединками.
Таким образом, несмотря на то, что фильм был снят в СССР, для его создания использовались локации и декорации, которые позволяли воссоздать атмосферу старой Франции. Съемки в таких местах, как Коломенское и Царицыно, создавали идеальную атмосферу для исторической драмы, а использование «Мосфильма» для интерьеров дополнило визуальную картину.
Конечно, стоит отметить и работу режиссера, художников и костюмеров, которые приложили все усилия, чтобы зрители погрузились в мир приключений мушкетеров.