Восприятие мира и людей Раскольниковым в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание претерпевает кардинальные изменения после того, как он совершает убийство. Эти изменения связаны как с внутренними, философскими размышлениями героя, так и с его эмоциональным состоянием, которые влияют на его восприятие окружающей действительности и людей.
1. Философия и самооправдание
До преступления Раскольников разрабатывает теорию, согласно которой существует разделение людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Он считает, что только «необыкновенные» люди имеют право на преступление, если оно служит великой цели, например, ради общего блага. Убийство старушки-процентщицы, на его взгляд, должно было освободить его от материальных и моральных оков и стать шагом к осуществлению этой идеи.
Однако, совершив преступление, он сразу сталкивается с противоречием: на уровне мысли его теория теряет всякую жизнеспособность, поскольку сама идея убить человека не только не приводит к решению его внутренних проблем, но и порождает новые, более страшные. Раскольников оказывается перед грандиозным конфликтом между собственными убеждениями и реальностью своего поступка. Он пытается оправдать себя и теоретически объяснить убийство, но по мере того как его чувство вины и страха перед разоблачением растет, его мир и восприятие людей начинают меняться.
2. Чувство вины и изменение отношения к людям
После убийства Раскольников начинает испытывать внутренний разлад, который проявляется в его отношениях с окружающими. В первое время он чувствует себя как бы в отрыве от мира, как будто он стоит на границе между жизнью и смертью, между человеческим и нечеловеческим. Он не может найти места в обществе, в котором он жил до этого, и ощущает себя чуждым и омерзительным для всех.
Обострение чувств: Он становится крайне чувствительным к мнению других людей, особенно когда дело касается возможного раскрытия его преступления. Он начинает обращать внимание на мельчайшие детали, которые раньше бы игнорировал: например, он замечает взгляд портного, который кажется ему подозрительным, или тревожится из-за случайного вопроса, который может привести к разоблачению. Каждое общение становится для него нагрузкой, и он начинает избегать людей, чувствуя, что они способны раскрыть его тайну.
Изоляция: После преступления он погружается в себя, его социальные связи начинают разрывать, и он все более замкнут в своей голове. Он становится параноиком, ожидающим, что его поймают. Даже когда он встречает своих старых знакомых, таких как Разумихина, его отношение к ним изменяется. Он испытывает отвращение к их простодушию, которое, по его мнению, оказывается не в состоянии понять глубины его страданий и трагедии. Раскольников видит в других людях лишь «мелких» и «непонимающих» существ.
3. Разрушение иллюзий о себе и мире
Одним из важных элементов изменений восприятия мира является разрушение иллюзий о своем превосходстве. До убийства Раскольников считал себя неким избранным, способным понять смысл жизни и действовать в соответствии с высокими идеалами. Он видел себя, возможно, как человека, который может трансцендировать законы морали и справедливости ради чего-то большего. Однако после преступления он сталкивается с реальностью того, что не смог справиться с собственным моральным разладом и терзается от чувства вины. Убийство старушки, напротив, лишь разрушает его самоощущение.
Мир для Раскольникова превращается в хаос: его внутренние принципы и логика не срабатывают в реальной жизни, и он чувствует, что не способен найти смысл в том, что с ним происходит. Он ощущает не только свою одиночество, но и свою беспомощность перед внешними и внутренними силами. Мир становится для него бесчеловечным и чуждым, потому что он не может найти своего места в нем.
4. Отношение к страданиям и бедности
До убийства Раскольников был сосредоточен на социальной несправедливости, особенно на бедности и угнетении бедных людей, что и было одной из причин его теории об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях. Однако после убийства его восприятие бедности и страданий меняется. Он оказывается не только жертвой собственной теории, но и частью того самого мира, который ему казался несправедливым и омерзительным.
Интересно, что в ходе романа он сталкивается с людьми, чье страдание гораздо более очевидно и реальное, чем его собственное. Например, Соня Мармеладова — женщина, которая вынуждена заниматься проституцией ради выживания. Раскольников, несмотря на его внутреннюю борьбу, начинает ощущать уважение и даже привязанность к этой женщине, видя в ней пример человеческой стойкости и доброты в условиях, которые он сам не может понять. Это отношение к страданиям и бедности как неотъемлемой части человеческой жизни становится важным моментом его трансформации.
5. Переоценка морали и самопознание
Становясь все более осознающим свою вину, Раскольников начинает переживать мучительные моменты самопознания. Он ощущает себя как бы скользящим по краю пропасти, между пониманием своего поступка и попытками оправдать себя. Моральные категории, такие как добро и зло, начинают становиться для него неясными и относительными. Он ощущает, что все его действия и мысли привели к моральному разочарованию, и теперь не может понять, что же есть истинная мораль.
К концу романа происходит важное изменение в его восприятии людей. Он начинает понимать, что ни один человек не может быть изолирован от общества, что убийство не решает проблем, а только создает новые. Внутреннее очищение и покаяние, которое он достигает через взаимодействие с Соней, позволяет ему наконец почувствовать, что возможно восстановление внутренней гармонии.
Заключение
Таким образом, восприятие мира Раскольниковым после преступления меняется радикально. Он перестает быть философом-теоретиком, который анализирует мир в терминах абстрактных теорий, и становится человеком, переживающим личную трагедию и осознающим свою ответственность. Моральные и философские идеалы, которыми он был так уверен, обрушиваются под тяжестью реального опыта. Его отношение к людям становится более человеческим и открытым, он находит в себе силы для покаяния и признания собственной вины.