Покрытосеменные растения (или ангiosperms) — это крупнейший класс растений, включающий около 250 тысяч видов, которые характеризуются наличием цветков и семян, заключённых в плодах. Для того чтобы классифицировать покрытосеменные растения, ботаники используют несколько признаков, которые позволяют разделить их на различные группы, включая на основные классы.
Классы покрытосеменных растений:
Однодольные (Monocotyledones)
Дводольные (Dicotyledones)
Давайте более подробно рассмотрим, какие признаки используются для классификации покрытосеменных по этим классам.
1. Признаки, связанные с семенами
Главное отличие между однодольными и двудольными заключается в количестве семядолей, то есть листочков, которые развиваются в семени.
Однодольные: Семена имеют одну семядолю. Это значит, что при прорастании из семени развивается один первичный лист. Примеры: кукуруза, пшеница, луковицы, пальмы.
Дводольные: Семена содержат две семядоли. У этих растений из семени сначала развиваются два первичных листа. Примеры: бобовые, розовые, маковые.
2. Строение цветка
Другим важным признаком для классификации является строение цветков.
Однодольные: Цветки обычно трёхчленные (по 3 или кратно 3), что означает, что количество лепестков, тычинок и других частей цветка часто делится на 3. Примеры: лилии, орхидеи, тюльпаны.
Дводольные: Цветки, как правило, четырёх- или пятичленные, то есть число лепестков, тычинок и других частей цветка чаще всего кратно 4 или 5. Примеры: яблоня, роза, картофель.
3. Тип проводящей ткани
Проводящая ткань, которая транспортирует воду, питательные вещества и органические вещества в растении, тоже имеет различия.
Однодольные: У однодольных сосудистая ткань (сосуды и трахеиды) расположена беспорядочно, без чёткой организации. Это значит, что в стебле сосуды распределяются по всему растению, без образования колец или радиальных структур.
Дводольные: У дводольных проводящие ткани организованы в виде концентрических колец, что создаёт более чёткую систему для транспортировки веществ.
4. Листья
Листья также могут быть важным признаком для отличия классов покрытосеменных растений.
Однодольные: Листья, как правило, имеют параллельное жилкование. Это означает, что жилки на листьях идут параллельно друг другу. Примеры: трава, кукуруза.
Дводольные: Листья часто имеют сетчатое жилкование, то есть жилки образуют разветвлённую сеть, что характерно для большинства деревьев и кустарников. Примеры: клён, дуб.
5. Корневая система
Тип корневой системы тоже помогает отличить эти два класса.
Однодольные: У однодольных растений обычно развивает поверхностную мочковатую корневую систему, где корни развиваются из оснований стебля, образуя сеть мелких корешков.
Дводольные: У дводольных растений часто развивается сверхкорень, который становится основным корнем (стержневая корневая система), от которого отходят боковые корешки.
6. Форма и развитие стебля
Однодольные: Стебель однодольных часто не имеет четкого вторичного роста, то есть не образует ежегодных слоев древесины (они не могут «толстеть» в толщину, как деревья).
Дводольные: У большинства дводольных растений стебель может развивать вторичное утолщение, образуя годовые кольца, как у древесных растений.
7. Клеточные особенности
Однодольные: Клетки сосудистых пучков обычно более примитивны, и пучки сосредоточены в одном слое.
Дводольные: У дводольных сосудистые пучки обычно организуются в кольца или радиальные структуры.
Примеры:
Однодольные: кукуруза, пальмы, тюльпаны, лилии, орхидеи, ирисы.
Дводольные: роза, яблоня, клён, дуб, бобовые, маковые.
8. Прочие различия:
Плоды:
У однодольных часто образуются плоды, которые представляют собой односемянки (например, зерновки в кукурузе или пшенице).
У дводольных плоды чаще многосемянные, например, яблоки, бобовые.
Резюме:
Классификация покрытосеменных растений на однодольные и дводольные основывается на ряде признаков, таких как количество семядолей, структура цветков, форма листьев, корневая система, строение сосудистых тканей и другие. Эти признаки представляют собой ключевые отличия, которые ботаники используют для выделения основных классов в системе растительного мира.