Транспортировка пострадавших в бессознательном состоянии — это сложный процесс, требующий профессионального подхода и соблюдения множества медицинских и транспортировочных норм. Чтобы минимизировать риск ухудшения состояния пациента, необходимо учитывать множество факторов: от стабильности его состояния до выбора правильного способа транспортировки. Разберем этот процесс поэтапно.
1. Оценка состояния пострадавшего
Перед тем как приступить к транспортировке, важно оценить состояние пострадавшего. Это осуществляется с использованием шкал, например, шкала Глазго для оценки уровня сознания и реакции пациента:
Глазго шкала: оценивает три основных параметра — реакцию глаз (открытие глаз), реакцию на звуки (слова или другие раздражители) и моторные реакции. Если пациент имеет оценку менее 8 баллов, это свидетельствует о глубоком нарушении сознания, что требует специализированной помощи и транспортировки в специализированное медицинское учреждение.
Также важно проверить:
Пульс, артериальное давление (для выявления признаков гиповолемии, шока и других состояний).
Дыхание (проводится оценка качества и частоты дыхания, при необходимости — искусственная вентиляция легких).
Места повреждений (открытые раны, переломы, возможное внутреннее кровотечение).
Пострадавший в бессознательном состоянии может быть в коме, в результате травмы или болезни, например, инсульта, сердечного приступа или передозировки.
2. Обеспечение жизненно важных функций
Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, необходимо в первую очередь позаботиться о поддержании его дыхания и кровообращения:
Прохождение дыхательных путей: если пациент не дышит или его дыхание нарушено, необходимо произвести очистку дыхательных путей от возможных инородных тел, а также обеспечить проходимость дыхательных путей (положение «на боку» или использование средства для поддержания проходимости).
Искусственная вентиляция легких: в случае остановки дыхания или недостаточной вентиляции может потребоваться проведение искусственного дыхания с помощью мешка Амбу или аппарата ИВЛ.
Контроль за кровообращением: при необходимости — проведение наружного массажа сердца.
3. Оказание первой помощи
Если пострадавший не стабилен, а транспортировка в медицинское учреждение невозможна без задержки, следует начать проведение первой помощи на месте:
Контроль за положением пациента: если пациент находится в бессознательном состоянии, его нужно положить на бок (положение на боку или положение «восстановления»), чтобы предотвратить аспирацию рвоты или слюны, а также избежать возможного западания языка.
Позиция головы: важно следить за положением головы, чтобы предотвратить затруднение дыхания. В некоторых случаях для этого применяются специальные приспособления (например, шейные воротники).
Транспортировка на носилках: переносить пациента в бессознательном состоянии можно только на специальных носилках, которые обеспечивают устойчивость и поддержку.
4. Выбор метода транспортировки
Транспортировка пострадавших в бессознательном состоянии зависит от состояния пациента и наличия экстренных служб.
4.1. Использование специализированных средств
Скороходы — это носилки, которые позволяют переносить пациента в горизонтальном положении с минимальными рисками для позвоночника и головы.
Шины, корсеты и воротники — для фиксации шеи, чтобы предотвратить дальнейшие повреждения при травмах позвоночника.
Транспортировка в положении сидя или полулежа — в некоторых случаях, когда существует риск дальнейших повреждений или нарушения дыхательных функций, пациента можно транспортировать в сидячем положении.
4.2. Вид транспорта
Транспортировка зависит от удаленности места происшествия от медицинского учреждения и наличия соответствующих транспортных средств. Возможны следующие варианты:
Скорая помощь: если пострадавший в бессознательном состоянии находится в тяжелом состоянии, всегда вызывается скорая помощь. Это лучшее решение, поскольку карета «неотложки» оснащена необходимым медицинским оборудованием, включая аппараты ИВЛ, дефибриллятор и медикаменты.
Госпитальная транспортировка: в случае перевоза в специализированные учреждения (например, нейрохирургические или травматологические центры), используются реанимобили с оборудованием для мониторинга состояния пациента.
Воздушная эвакуация: если пострадавший находится в труднодоступном месте, где отсутствует возможность доставки на наземном транспорте, применяется эвакуация вертолетом. Вертолет оснащен всем необходимым медицинским оборудованием для оказания помощи в пути.
4.3. Условия транспортировки
Мониторинг жизненно важных функций: в процессе транспортировки важно постоянно следить за состоянием пациента. Для этого используется портативное оборудование для мониторинга сердечного ритма, давления, уровня кислорода в крови.
Устранение рисков при транспортировке: необходимо минимизировать любые действия, которые могут ухудшить состояние пациента, например, чрезмерные вибрации, резкие повороты, изменение положения тела.
Перевозка в стабилизированном состоянии: если есть угроза ухудшения состояния, может понадобиться дополнительная медицинская помощь, включая введение препаратов для стабилизации давления, обезболивание, противошоковую терапию.
5. Транспортировка в больницу
По прибытию в медицинское учреждение пациенту должна быть предоставлена помощь в максимально короткие сроки. Все данные о состоянии пациента и проведенных мерах первой помощи передаются медицинскому персоналу.
6. Особенности транспортировки в различные учреждения
При травмах головы и позвоночника: особенно важно не менять положение тела пациента, чтобы избежать повреждения позвоночных структур. Используются специальные шины для фиксации и предотвращения любых движений.
При травмах грудной клетки и живота: транспортировка должна быть в положении полусидя или лежа, чтобы минимизировать нагрузку на поврежденные органы.
При травмах конечностей: фиксируются переломы, обеспечивается обезболивание.
Заключение
Транспортировка пострадавших в бессознательном состоянии — это многогранный и требующий тщательного подхода процесс. Он включает в себя правильное обеспечение жизненно важных функций, минимизацию риска ухудшения состояния, выбор подходящего средства транспорта и обеспечение безопасности пациента в пути. Важно помнить, что чем быстрее и качественнее будет оказана помощь, тем выше вероятность успешного исхода.