как прописать человека в квартиру к собственнику

Чтобы прописать человека в квартиру, которая находится в собственности у вас, необходимо выполнить несколько шагов, соблюдая правила российского законодательства. Процесс прописки включает как юридическую, так и административную сторону вопроса, так что важно учитывать все детали.

1. Понимание терминологии

Прописка, или регистрация по месту жительства, — это процесс учета гражданина по определенному адресу в органах Федеральной миграционной службы (ФМС) или Многофункциональных центрах (МФЦ). Прописка не дает прав на собственность, а лишь фиксирует место проживания. Право на квартиру (собственность) не меняется при прописке.

2. Согласие собственника

Если квартира находится в вашей собственности, для прописки необходимо ваше согласие. Прописка без согласия владельца невозможна.

3. Документы, которые понадобятся для прописки

Для того чтобы прописать человека, потребуются следующие документы:

А) Документы для человека, которого прописывают:

  • Паспорт гражданина РФ (или другой документ, удостоверяющий личность) — оригинал и копия.

  • Заявление на прописку (можно получить в МФЦ или на сайте госуслуг).

  • СНИЛС (если есть).

  • Документ, подтверждающий право на проживание (если человек не гражданин РФ, то нужно дополнительно предоставить миграционную карту и разрешение на временное проживание или вид на жительство).

Б) Документы на квартиру:

  • Паспорт собственника квартиры (оригинал и копия).

  • Документ, подтверждающий право собственности на квартиру (свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН). Это может быть и договор купли-продажи, дарения, приватизации и т. д.

  • Технический паспорт квартиры (если это требуется в местных органах).

  • Договор аренды (если человек прописывается как арендатор, то нужен договор аренды с собственником).

4. Подготовка заявления

Прописку можно оформить на основании заявления, которое заполняется собственником квартиры. Заявление можно подать:

  • Лично в МФЦ или отделение УФМС.

  • Через портал Госуслуг.

  • Через почту (но это менее распространенный способ).

Заявление содержит следующие данные:

  • ФИО и данные человека, которого прописывают.

  • Адрес квартиры.

  • Паспортные данные заявителя (собственника).

5. Подача документов

Процесс подачи документов зависит от способа, которым вы решите воспользоваться:

Вариант 1: Через МФЦ

  • Собственник и прописываемое лицо подают все необходимые документы в МФЦ.

  • При подаче вам выдадут расписку о принятии документов.

  • Подается заявление, и сотрудники МФЦ оформляют его. После проверки документов вам будет назначена дата регистрации.

  • В МФЦ вас могут попросить подождать, если есть ошибки или вопросы по документам. Но в идеале процесс проходит быстро.

Вариант 2: Через портал Госуслуг

  • Подать заявление можно на сайте госуслуг. Для этого нужно иметь подтвержденную учетную запись на портале.

  • В заявлении указываются все необходимые данные. Также потребуется загрузить сканированные копии паспорта собственника и прописываемого, а также другие документы на квартиру.

  • Портал уведомит вас о статусе заявки, и после успешной регистрации на ваш электронный адрес придет подтверждение.

Вариант 3: Через УФМС

  • Заявление можно подать и напрямую в УФМС. Вам также понадобятся оригиналы и копии документов.

6. Процесс регистрации

После подачи всех документов сотрудники ФМС или МФЦ проверяют документы и вносят данные в систему. Процесс может занять от нескольких дней до месяца, в зависимости от загруженности органов регистрации.

  • Если прописка оформляется на несколько человек, нужно будет заполнить отдельное заявление для каждого человека.

  • Если прописываемое лицо — несовершеннолетний, понадобится согласие обоих родителей или опекунов. В этом случае также потребуется дополнительное удостоверение личности ребенка (свидетельство о рождении, паспорт).

7. Ожидание решения

После подачи заявления нужно будет подождать около 7-10 рабочих дней. В некоторых случаях, если документы оформлены правильно, процесс может быть завершен быстрее.

8. Получение документа о прописке

После успешной регистрации вам выдадут справку о регистрации по месту жительства или соответствующий отметку в паспорте прописываемого лица. Важно, что теперь это лицо официально считается зарегистрированным по данному адресу.

9. Что делать, если не удается прописать человека?

Если вам отказывают в регистрации, причины могут быть следующие:

  • Отсутствие прав на квартиру у собственника (например, если это арендованный или не оформленный на вас объект).

  • Квартира признана непригодной для проживания.

  • Прописка ограничена законами или местными постановлениями (например, в многоквартирных домах, где прописываются только те, кто фактически проживает).

Если отказали в регистрации, можно обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции или в суд.


Важно помнить:

  1. Прописка не дает прав на собственность, но является юридическим основанием для проживания.

  2. Прописка не может быть сделана без согласия всех собственников, если квартира имеет несколько владельцев.

  3. Процесс прописки — это обязательная процедура для получения права на соцпособия, медицинское обслуживание, образование и другие услуги.

Если будут какие-то дополнительные вопросы по этой теме или нужна помощь в оформлении, пишите!

Scroll to Top

Карта сайта