Темнокожие арабские переселенцы в Испании, в основном прибывшие во времена арабского владычества в Иберийском полусарем, были частью более широкой социальной и культурной структуры, которую испанцы в Средние века воспринимали через призму различных этнических, религиозных и социальных категорий. Для того чтобы понять, как их называли и как они воспринимались в испанском обществе, нужно рассмотреть несколько факторов: арабское правление на Пиренейском полуострове, отношение к рабству, особенности социальной структуры, а также развитие культуры и языка в это время.
1. Арабское владычество в Испании (711–1492 годы)
Арабские завоевания в Испании начались в 711 году, когда мусульмане, известные как мавры (от арабского maghrib — «Запад»), вторглись на Иберийский полуостров и создали обширное мусульманское государство, которое существовало в разных формах до 1492 года. Существовали разные этнические группы среди арабов и мусульман, такие как арабы, берберы, а также африканцы, в том числе чернокожие. Чернокожие мусульмане, как и другие мавры, стали частью многокультурного общества, которое сформировалось на территории Андалусии.
2. Чернокожие арабские переселенцы и их статус
Темнокожие арабы в Испании в основном происходили из Африки, особенно из северных и западных регионов, таких как Сахель и Судан, и были частью берберской армии, а также служили в качестве рабов или военных слуг. Чернокожие мавры, как и другие мусульмане, интегрировались в исламскую культуру, но часто оставались на более низком социальном уровне, что влияло на восприятие их другими людьми.
3. Названия и термины, используемые для темнокожих арабов в Испании
a) «Мавры» (мавры/морос)
Этот термин стал общее обозначением для мусульман, арабов и берберов, обосновавшихся в Испании. Однако, несмотря на то что «мавры» включали в себя людей разного происхождения, чернокожие мусульмане также попадали под это общее определение. В испанском языке можно встретить такие термины, как «moros» или «moro», которые, хотя и означают «мавры», но изначально не делали различия по этническому признаку.
b) «Negros» или «Negros moros»
Темнокожие мусульмане, особенно те, кто не был арабами или берберами, а происходил из более южных регионов Африки, могли быть названы просто «negros» (что означает «черные» на испанском языке). В некоторых случаях использовался термин «negros moros» — «черные мавры», чтобы указать на их мусульманское происхождение.
c) «Eslavos» и «saqaliba»
Существует также интересный момент, когда речь идет о рабах, привезенных с востока или с северного побережья Африки. Чернокожие рабы, служившие в мусульманской армии или в других сферах, часто назывались «saqaliba» (от арабского «саклаб» — славяне), хотя этот термин не относился непосредственно к чернокожим, а был связан с людьми, происходившими из славянских земель Восточной Европы. Однако впоследствии этот термин стал применяться и к чернокожим рабам.
d) «Bantus»
Чернокожие рабы из Центральной и Южной Африки, особенно из районов, известных как Бантус, часто назывались «бантусами». Это слово использовалось в арабском мире, и некоторые из этих рабов попадали на территорию Испании.
4. Чернокожие арабы и их роль в обществе
Чернокожие мавры, как правило, не занимали высокие социальные позиции, несмотря на то, что в исламском обществе был определенный социальный мобильность и возможности для интеграции. Некоторые из них достигали значительных успехов, становясь военными лидерами, торговцами или учеными, но в большинстве случаев они оставались частью низших социальных слоев. Рабство было распространенным явлением в арабском мире, и чернокожие рабы, как правило, находились на службе у более высокопрофильных мусульман, таких как арабы и берберы.
5. Влияние на культуру и общество
Темнокожие арабы, как и другие мусульмане, играли важную роль в культуре Андалусии, где смешивались арабские, берберские, и чернокожие традиции. Это влияние видно в музыке, архитектуре, математике, астрономии и других науках. В некоторых случаях, особенно после того, как арабская власть ослабла, чернокожие мавры становились важными элементами в сельском хозяйстве, искусстве и ремеслах.
Однако по мере усиления христианской Реконкисты (когда христиане восстанавливали контроль над территорией Испании), отношения с мусульманами стали более напряженными, и появились новые термины, связанные с дискриминацией и эксплуатацией.
В целом, темнокожие арабские переселенцы в Испании рассматривались через различные призмы: как часть арабской империи, как рабы, как военные или как часть более широкого многоэтнического общества, но, несмотря на это, часто сталкивались с социальной изоляцией и дискриминацией, особенно после завершения Реконкисты и изгнания мавров в конце XV века.
Заключение
Таким образом, темнокожие арабские переселенцы в Испании назывались различными терминами, включая «мавры», «negros moros», «saqaliba», и иногда «бантусы». Их роль в обществе и восприятие ими со стороны других слоев населения было многогранным и зависело от того, в какой социальной и культурной категории они оказывались: рабы, воины, или же высокопрофильные личности.