какие степени умственной отсталости выделены в мкб 10 их критерии

В МКБ-10 (Международная классификация болезней, 10-е издание) умственная отсталость (или умственная недостаточность) обозначается как F70–F79 в разделе «Психические расстройства и расстройства поведения». В этом разделе выделяют различные степени умственной отсталости, классифицируемые в зависимости от уровня IQ и особенностей поведения пациента.

Степени умственной отсталости в МКБ-10:

  1. Лёгкая умственная отсталость (F70):

    • IQ: 50–69 (умеренно ниже среднего).

    • Клинические особенности:

      • Индивиды с лёгкой умственной отсталостью могут обучаться в специализированных учреждениях или обычных школах с адаптацией.

      • Ожидается, что они могут достигнуть некоторых социальных и профессиональных навыков, хотя им может потребоваться помощь в решении более сложных проблем.

      • Обычно они способны на уровень самостоятельного функционирования в семье и в обществе, но для выполнения некоторых сложных задач потребуется поддержка.

      • Трудности с учебой, обучаемость часто замедленная, но с поддержкой эти люди могут освоить базовые навыки и интегрироваться в общество.

      • Возможны проблемы с абстрактным мышлением и восприятием социальных норм.

  2. Умеренная умственная отсталость (F71):

    • IQ: 35–49.

    • Клинические особенности:

      • Индивиды с умеренной умственной отсталостью часто имеют выраженные трудности с обучением и потребность в специализированной помощи.

      • Возможности для социального взаимодействия и трудовой деятельности ограничены.

      • Обучение возможное, но только в условиях индивидуальной работы и под присмотром.

      • Способности к речи часто развиваются позже и могут быть ограничены.

      • Могут функционировать в окружении с интенсивной помощью (например, в специализированных учреждениях).

      • В социальной сфере часто требуется поддержка для выполнения повседневных задач и поддержания личной гигиены.

  3. Тяжёлая умственная отсталость (F72):

    • IQ: 20–34.

    • Клинические особенности:

      • В этом случае интеллект пациента значительно снижен, и большинство людей с тяжёлой умственной отсталостью будут полностью зависимы от других для выполнения ежедневных функций.

      • Способности к обучению ограничены, речь может не развиваться или развиваться в крайне ограниченном объеме.

      • Требуется постоянная помощь и поддержка для удовлетворения базовых потребностей.

      • Социальная адаптация и взаимодействие часто затруднены, но некоторые пациенты могут проявлять определённые навыки привязанности и социального взаимодействия.

      • В этом случае также могут развиваться дополнительные физические или психоэмоциональные расстройства, такие как нарушения моторики или эпилепсия.

  4. Глубокая умственная отсталость (F73):

    • IQ: менее 20.

    • Клинические особенности:

      • Глубокая умственная отсталость характеризуется практически полным отсутствием самостоятельных мыслительных способностей.

      • Эти пациенты почти полностью зависимы от посторонней помощи в повседневной жизни.

      • Способности к обучению ограничены до минимального уровня.

      • Речь может не развиваться, или если и развивается, то на уровне отдельных звуков или слов.

      • Для таких людей характерна значительная утрата способности к самостоятельному движению и взаимодействию с окружающими. Они часто нуждаются в полном уходе и постоянном наблюдении.

Дополнительные критерии и аспекты диагностики:

  1. Дефицит интеллектуальных способностей – основной критерий диагностики, измеряется с помощью стандартизированных тестов IQ. Отрицательные отклонения от нормы (средний уровень IQ около 100) определяют тяжесть умственной отсталости. Однако важным является не только IQ, но и уровень адаптации пациента к окружающей среде, его способность выполнять повседневные функции.

  2. Адаптивное поведение – степень умственной отсталости также определяется по уровню развития адаптивных навыков, таких как личная гигиена, социальные навыки, трудовая деятельность, умение принимать решения в повседневной жизни. Чем меньше адаптивных навыков у пациента, тем более тяжёлым будет его состояние.

  3. Возраст начала расстройства – для постановки диагноза умственной отсталости важно, чтобы симптомы проявились до 18 лет. Это связано с тем, что умственная отсталость влияет на развитие ребенка в раннем возрасте и препятствует нормальному развитию интеллектуальных и социальных навыков.

  4. Прогноз – на прогноз влияет не только степень умственной отсталости, но и наличие сопутствующих заболеваний, таких как эпилепсия, физические нарушения, а также социальная поддержка пациента.

Заключение:

МКБ-10 классифицирует умственную отсталость на 4 основные степени (лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая) с учётом уровня IQ и ограничений в адаптивном поведении. Для каждой степени характерны свои особенности в плане образовательных, социальных и трудовых навыков, а также потребности в поддержке. Диагностика умственной отсталости всегда проводится комплексно, с учётом психометрических тестов, данных об адаптивных навыках и возрастных факторов.

Scroll to Top

Карта сайта