Иудеи называли свое священное писание Танах. Этот термин представляет собой акроним, состоящий из первых букв трех частей еврейской Библии:
Тора (תּוֹרָה) — Закон, Учение. Это первая и самая важная часть Танаха, которая включает в себя первые пять книг Библии: Бытие (Брешит), Исход (Шмот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар) и Второзаконие (Дварим). Эти книги также называются Пятикнижием Моисея, поскольку согласно еврейской традиции они были даны Моисею на горе Синай. Тора содержит законы, заповеди, мифологию, историю происхождения еврейского народа и его путешествия от рабства в Египте к Земле Обетованной.
Невиим (נְבִיאִים) — Пророки. Эта часть Танаха делится на две группы:
Ранние Пророки (включают исторические книги: Иисуса Навина, Судей, Рут, 1-2 Царств, 1-2 Паралипоменон).
Поздние Пророки (книги великих пророков: Исайя, Иеремия, Иезекииль и двенадцать «меньших» пророков, таких как Амос, Осия, Иона и другие). Эти книги включают как пророчества о будущем, так и истории пророческой деятельности, а также моральные и социальные учения.
Ктувим (כְּתוּבִים) — Писания. Это последняя, наиболее разнообразная часть Танаха, которая включает в себя книги поэзии, мудрости, истории и философии. В неё входят:
Поэтические книги: Псалмы (Тегилим), Притчи Соломона, Экклезиаст, Песнь Песней.
Исторические книги: Эсфирь, Даниил, Ездра, Неемия.
Мудрые книги: Иов, Притчи, Екклезиаст.
Другие книги: Песнь Песней, Рут, Есфирь и Даниил.
Важно отметить, что Танах в его современной форме был завершен к I веку н. э., и это священное писание является основой еврейской веры и традиции.
Структура Танаха
Танах включает 24 книги, хотя в христианской Библии аналогичные книги сгруппированы по-другому и суммируются до 39. Это связано с различиями в каноническом составе, но в конечном счете содержание схоже. Например, христианские «1 Царств» и «2 Царств» представляют собой одну книгу в Танахе — Книгу Царей, а христианские «4 Царств» (4 Царств) также составляют одну книгу.
Тора как центральный элемент
Тора является наиболее важной частью иудейского канона, и её значение трудно переоценить. В ней содержится более 600 заповедей, включая как позитивные заповеди (что следует делать), так и негативные (что следует избегать). Эти заповеди охватывают все сферы жизни: религиозную, социальную, семейную и этическую. Тора служит основой для всей еврейской халахической традиции (закона).
Пророки и их значение
Книги Невиим занимают важное место, поскольку пророки в иудейской традиции были духовными вождями и наставниками, которые призывали народ к соблюдению законов Торы, предсказывали будущее и разоблачали социальные пороки. Пророчества, содержащиеся в Невиим, часто касаются политических и моральных вопросов, включая предупреждения о наказаниях за грехи народа, а также обещания о спасении и восстановлении Израиля в будущем.
Писания (Ктувим)
Ктувим содержат более разнообразный литературный материал. К примеру, Псалмы считаются одними из величайших произведений иудейской поэзии, а книги как Притчи и Екклезиаст содержат мудрые изречения и учения, основанные на жизни и нравственности. Особое значение имеет книга Иова, которая поднимает вопросы страха и праведности в условиях страданий и испытаний.
Танах и Талмуд
Хотя Танах является основным священным писанием, для иудеев важным текстом является также Талмуд, который состоит из Мишны (собрания устных законов) и Гемары (комментариев и обсуждений). Талмуд играет ключевую роль в объяснении и интерпретации законов, изложенных в Танахе, и представляет собой философско-правовую основу еврейской религиозной практики.
Еврейская Библия и христианские каноны
Танах и христианская Библия имеют схожее содержание, но различаются по организации и количеству книг. В христианской традиции книги, входящие в раздел «Пророки» и «Писания», часто делятся по-другому, а некоторые книги Танаха (например, Есфирь или Даниил) в христианском каноне могут содержать дополнительные части, которые не включаются в еврейскую версию.
Таким образом, еврейское священное писание представляет собой уникальный и многослойный текст, который влияет на не только религиозную жизнь евреев, но и на развитие западной культуры, философии, права и литературы.