какие безударные гласные в корне слова надо проверять 3 класс

В 3 классе на уроках русского языка учат правильно проверять безударные гласные в корне слова. Это очень важная тема, поскольку безударные гласные не всегда слышны в словах, а потому могут быть написаны неправильно. Чтобы избежать ошибок, нужно знать несколько правил, которые помогут правильно проверять такие гласные.

1. Правило проверки безударных гласных в корне слова через однокоренные слова

Когда в корне слова безударная гласная, мы можем подобрать слово с таким же корнем, но с ударной гласной. Это помогает правильно написать слово.

Пример:

  • Слово: письмо (безударная гласная в корне «и»).

  • Проверка: подбираем однокоренное слово с ударной гласной — писать. В слове «писать» гласная «и» в корне слышна и ударная, значит, правильно пишем «письмо».

Другие примеры:

  • Задачазадавать (ударная «а»).

  • Станциястанок (ударная «а»).

  • Листьялист (ударная «и»).

2. Правило проверки безударных гласных через похожие по смыслу слова

Иногда можно подобрать не однокоренные слова, а слова с похожим значением или родственные по теме, где та же гласная будет в ударной позиции.

Пример:

  • Слово: класс (безударная гласная в корне «а»).

  • Проверка: подбираем слово классовый, где гласная «а» в ударной позиции.

Другие примеры:

  • Молокомолочный.

  • Семьясемейный.

3. Правило «проверка через словарь»

Если не удается подобрать однокоренные слова, бывает полезно просто обратиться к словарю. Это особенно актуально для сложных слов, в которых есть неочевидные варианты написания.

Пример:

  • Слово: весёлый — безударная гласная «ё». Словарь подтверждает правильное написание.

4. Запомнить некоторые словарные слова

Некоторые слова часто нужно просто запомнить, поскольку их правописание не поддается простому проверочному методу. Это слова, где в корне бывают нестандартные безударные гласные, которые не проверяются через однокоренные слова или другие логичные способы.

Пример:

  • Слово: голова (не проверяется однокоренным словом с ударной «о», нужно просто запомнить).

5. Особенности проверки в разных случаях

В 3 классе важны не только правила, но и понимание того, что не все безударные гласные могут быть проверены одинаково. Важно не только подбирать однокоренные слова, но и обращать внимание на исключения, запоминать их и тренироваться в написании. К примеру:

  • В словах, где корень состоит из одной гласной, такой как «о» или «е», можно запомнить, что это слово пишется именно так.

    Пример:

    • Слово: облако — нужно помнить, что в словах с «облако» не будет гласной «а», а «о» пишется именно так.


Итак, для 3 класса важно, чтобы ученики освоили несколько основных способов проверки безударных гласных в корне слова:

  1. Подбор однокоренных слов с ударной гласной.

  2. Использование слов с похожим значением.

  3. Обращение к словарю.

  4. Запоминание некоторых слов.

Знание этих правил и навыков проверки безударных гласных помогает избежать ошибок в написании и способствует развитию грамотности у детей.

Scroll to Top

Карта сайта