какой эпиграф предпослан комедии н в гоголя ревизор

В комедии Н. В. Гоголя Ревизор в качестве эпиграфа используется фраза, взятая из произведения знаменитого французского писателя Жана Батиста Мольера. Это фраза из комедии «Тартюф» (1664), а именно:

«…все мы обманываемся друг другом.»

Этот эпиграф играет важную роль в понимании не только самой комедии, но и в раскрытии основной идеи произведения. Разберем его значение более подробно.

Историко-литературный контекст

Жан Батист Мольер, французский драматург и актер, писал пьесы, которые часто высмеивали общественные пороки и пороки человеческой натуры. В пьесе «Тартюф» Мольер затрагивает тему лицемерия и обмана. Главный герой, Тартюф, в этой пьесе — лжец и мошенник, выдающий себя за благочестивого человека. В самом эпиграфе Гоголь отражает универсальную тему человеческого обмана, которая подходит и к его собственному произведению. Гоголь, хотя и пишет в другом контексте, в другой культуре и эпохе, также акцентирует внимание на лицемерии, на том, как люди обманывают друг друга, создавая ложные маски и образы, чтобы манипулировать друг другом или избегать ответственности.

Как эпиграф связан с содержанием комедии

Ревизор — это произведение, в котором Гоголь высмеивает не только чиновничью коррупцию, но и общую склонность общества к лицемерию и самообману. В городе, где разворачивается действие, все жители находятся в состоянии взаимных иллюзий: чиновники обманывают друг друга и сами себя, а также жителей города. При этом главная интрига произведения заключается в том, что ни один из них не видит истинного положения дел.

Когда, по слухам, в город приезжает ревизор, все начинают бояться разоблачений, начинают активно лгать, строить ложные образы, устраивать театрализованные представления для предполагаемого ревизора. Однако на самом деле в городе нет никакого ревизора — это просто молодой человек, случайно попавший в эту ситуацию. Несмотря на это, жители города все равно продолжают свои обманы и манипуляции, потому что они уже настолько привыкли к жизни в обмане, что даже их страх перед несуществующей угрозой становится частью общего цирка лицемерия и самообмана.

Темы и мотивы

  1. Лицемерие и самообман: Как и у Мольера в Тартюфе, Гоголь показывает, как люди, стремясь скрыть свои пороки и недостатки, создают ложные образы. Это в первую очередь касается чиновников, которые сами себя обманывают, представляя свои действия как правильные, хотя на деле их коррупция и беззаконие очевидны.

  2. Маски и притворство: Протагонист произведения, Хлестаков, в какой-то момент начинает верить в свою собственную важность и власть, а окружающие начинают принимать его за настоящего ревизора, хотя на самом деле он просто случайный человек. Это еще один пример того, как обман становится частью жизни, и люди начинают верить в свои ложные роли.

  3. Смех как средство разоблачения: Гоголь, как и Мольер, использует комический прием, чтобы разоблачить пороки общества. Смех, создаваемый его произведением, не только вызывает у читателя веселье, но и побуждает задуматься над серьезными вопросами морального облика человека и общества.

Значение эпиграфа

Эпиграф, таким образом, служит ключом к пониманию центральной темы комедии. Он подчеркивает важнейшую мысль, что все персонажи произведения (и сами жители города, и Хлестаков, и даже ревизор, которого все боятся) существуют в мире иллюзий и обмана. Лица, которые они надевают, порой столь крепки и реальны, что они сами начинают воспринимать их как свою настоящую личность. Это основная идея, выраженная в эпиграфе Мольера, который как бы напоминает: все мы обманываемся друг другом, и никто не может быть уверенным в реальности происходящего, пока не столкнется с собственными иллюзиями.

Эпиграф также акцентирует внимание на глубоком философском аспекте произведения: Гоголь, как и Мольер, задает вопрос о том, что есть истина и ложь в жизни людей. В этом контексте сам эпиграф может быть воспринят как своеобразная ироническая ремарка, которая заставляет читателя критически взглянуть на поведение персонажей, а также на общественные пороки, которые они олицетворяют.

Заключение

Таким образом, эпиграф из Мольера помогает Гоголю обозначить главные темы комедии Ревизор: обман, лицемерие, самообман и искажение реальности. Этот эпиграф раскрывает основные черты человеческой природы, которые Гоголь высмеивает в своем произведении, заставляя читателя задуматься о том, как часто люди, начиная обманывать других, в конце концов обманывают и сами себя.

Scroll to Top

Карта сайта