Корма — это задняя часть корпуса корабля или судна, противоположная носу. В морской терминологии это один из важнейших элементов конструкции судна, играющий значительную роль в его мореходных качествах, маневренности, скорости и комфорте. Ниже — подробное объяснение:
📌 1. Определение
Корма — это часть судна, находящаяся за последней (кормовой) поперечной переборкой и заканчивающаяся кормовой оконечностью. Она служит завершением корпуса и часто включает в себя ключевые элементы управления и вспомогательные механизмы.
📌 2. Функции кормы
Гидродинамическая функция: кормовая часть формируется с учетом снижения сопротивления воды при движении судна. Правильная форма кормы обеспечивает обтекаемость, уменьшает волновое сопротивление и улучшает экономичность.
Рулевая функция: именно в корме располагаются рулевые устройства, в том числе руль, которые обеспечивают управление судном.
Размещение движителей: в большинстве современных судов в корме находятся гребные винты, водометы или иные движительные механизмы.
Размещение технических и жилых помещений: в кормовой части могут располагаться машинные отделения, каюты, технические отсеки, рулевые машины, системы управления и т. д.
Причаливание и швартовка: корма часто используется для причаливания, особенно в портах с кормовым швартованием. Здесь могут располагаться трапы, люки, погрузочные платформы.
📌 3. Виды форм кормы
Форма кормы зависит от назначения и типа судна. Основные типы:
🔹 Прямоструйная (классическая)
Наиболее распространена на грузовых судах. Позволяет эффективно размещать движители и рулевые устройства.
🔹 Сферическая или круглокормая
Применяется на прогулочных яхтах, круизных лайнерах, ледоколах. Способствует снижению сопротивления воды и улучшению остойчивости.
🔹 Скошенная (клиперская)
Имеет острый, наклоненный профиль. Используется на быстроходных судах, в том числе на военных и спортивных.
🔹 Открытая корма (платформа)
Характерна для паромов, десантных кораблей, судов с кормовой погрузкой. Позволяет быстро загружать технику и грузы.
📌 4. Элементы конструкции кормы
В состав кормовой части судна могут входить:
Кормовой форштевень (ахтерштевень) — конструктивная часть корпуса, образующая заднюю оконечность.
Кормовая надстройка — надстройка в задней части, в которой могут располагаться мостик, жилые помещения, механизмы.
Румпельное отделение — помещение, где находятся рулевые механизмы.
Кормовой трюм — грузовое помещение в задней части судна.
Кормовой мостик — дополнительный пункт управления, особенно на паромах, круизных судах.
Кормовые кнехты и швартовные устройства — обеспечивают надежное крепление судна к причалу.
📌 5. Корма на парусных и моторных судах
На парусных судах исторически корма часто была приподнята, с богато украшенной надстройкой — гальюном, где располагались капитанские каюты. В этом месте размещался штурвал, руль и другие элементы управления.
На современных моторных судах в корме может находиться машинное отделение, если судно имеет кормовую компоновку двигателей, и все движительные устройства, включая гребной вал и винты.
📌 6. Морская терминология, связанная с кормой
Термин | Значение |
---|---|
Ахтерштевень | Задняя крайняя балка, формирующая корму |
Кормовая волна | Волна, создаваемая движением судна у кормы |
Кормовой ход | Движение судна назад |
Кормовой швартов | Канат, крепящий корму к причалу |
Кормовой трап | Лестница или платформа для схода с судна |
Кормовая надстройка | Постройки на палубе в кормовой части |
Кормовые обводы | Обтекаемость корпуса в корме |
📌 7. Значение кормы в маневренности и мореходности
Корма сильно влияет на поведение судна:
При плохом проектировании может вызвать пучение или вихреобразование, увеличивающее сопротивление.
На высоких скоростях важна правильная центровка массы кормовой части, чтобы избежать чрезмерного дифферента (наклона назад).
Для ледоколов кормовая часть специально усилена и имеет специфическую форму, позволяющую разбивать лед как при движении назад, так и вперед.
Если тебе нужно — могу приложить схемы кормы разных типов судов или фотографии для наглядности.