какое из заданий можно считать учебной задачей

Учебная задача — это задание, которое специально разработано для того, чтобы способствовать обучению, развитию мышления, усвоению новых знаний, умений и навыков. Чтобы определить, является ли задание учебной задачей, важно понять его цели, структуру, содержание и место в образовательном процессе.


🔍 Критерии учебной задачи

Чтобы задание можно было считать учебной задачей, оно должно соответствовать следующим критериям:

1. Направленность на развитие мышления и усвоение способа действия

  • Задача должна требовать от ученика не просто воспроизведения знаний, а применения их в новой, незнакомой ситуации.

  • Учащийся должен осознанно формировать способ действия, а не следовать шаблону.

Пример:

Найдите способ вычисления площади треугольника, если известны его основания и высота.

Это учебная задача, так как требует понять, как площадь треугольника зависит от этих величин, и, возможно, вывести формулу самостоятельно.


2. Наличие познавательной трудности

  • Учебная задача создает интеллектуальное затруднение, которое стимулирует познавательную активность.

  • Она не может быть решена на основе уже имеющихся готовых алгоритмов, требует анализа, сравнения, обобщения.

Пример:

Почему при нагревании металл расширяется, а лед — нет?

Это побуждает ученика к рассуждению, а не к простому воспроизведению ответа.


3. Формирование нового знания или способа действия

  • Результатом решения учебной задачи становится новое знание, обобщение, понятие, или прием.

Пример:

Исследуйте, как изменится угол между стрелкой часов и минутной стрелкой через 15 минут.

Решение приводит к пониманию закономерности движения стрелок, а не просто к вычислению.


4. Метапредметность или возможность переноса

  • Учащийся в результате решения должен научиться применять полученные знания в других условиях, в других предметах, в жизни.


5. Системность и связь с программой обучения

  • Учебная задача встроена в систему обучения, она не случайна, а служит достижению образовательных целей.


📚 Примеры учебных задач и неучебных заданий

ЗаданиеУчебная задача?Почему
Выучить определения из параграфа.❌ НетЭто репродуктивная деятельность — нет познавательной трудности, нет формирования нового знания.
Решите уравнение: 2x + 3 = 7❌ Нет (если способ уже изучен)Простое применение ранее усвоенного алгоритма.
Найдите все значения x, при которых выражение становится отрицательным.✅ ДаТребует понимания свойств выражения, анализ знаков, обобщения.
Придумайте задачу, которая решается с помощью формулы площади прямоугольника.✅ ДаТребует творческого мышления, понимания сути формулы, её применения.
Найдите ошибку в рассуждении другого ученика.✅ ДаРазвивает критическое мышление, анализ, самоконтроль.

🧠 Почему важны учебные задачи?

  1. Развивают универсальные учебные действия: анализ, синтез, сравнение, самоконтроль, планирование.

  2. Формируют познавательный интерес.

  3. Обеспечивают более глубокое и осознанное усвоение знаний.

  4. Готовят к решению нестандартных, жизненных задач, а не только к экзамену.


🧩 Как определить, является ли конкретное задание учебной задачей?

Задайте себе следующие вопросы:

  • Требуется ли от ученика найти новый способ действия?

  • Возникает ли у ученика интеллектуальное затруднение?

  • Приводит ли задание к новому знанию или осознанию?

  • Можно ли перенести усвоенное в новое содержание?

Если на эти вопросы можно ответить утвердительно — перед вами учебная задача.


Если у тебя есть конкретный пример задания — можешь прислать, и я помогу определить, является ли оно учебной задачей.

Scroll to Top

Карта сайта