какие инструменты озвучивают основные темы симфонии номер 8 шуберта

Симфония №8 Шуберта, известная как «Неоконченная» (D. 759), является одной из самых загадочных и любимых произведений в классической музыке. Эта симфония не завершена, и, несмотря на то, что её вторая часть имеет только два движения, она остаётся произведением огромной выразительности. Для её анализа с точки зрения оркестровки важно рассмотреть, как Шуберт использует различные инструменты для озвучивания основных тем. Вот подробный разбор:

1. Открытие первой темы (I. Allegro moderato)

В первой части симфонии Шуберт сразу обращает внимание на своего слушателя своими удивительно богатым и ярким оркестровым рисунком. Начальная тема, которая начинается в сол минор и звучит в мажорном контексте, выполнена с учётом виртуозного взаимодействия между инструментами.

  • Деревянные духовые (флейта, кларнет, фагот): Флейта и кларнет часто озвучивают основные линии, плавно поддерживая движение темы. Флейта в основном играет плавно, создавая лёгкие и воздушные акценты, в то время как кларнет добавляет более тёмные и насыщенные оттенки. Фагот в этом случае часто работает как поддерживающий элемент, создавая связки и обеспечивая ритмическую опору.

  • Струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы): Струнные инструменты задают основное движение. Скрипки часто играют «основную» партию, при этом их звуки, как правило, плавные и полные. Виолончели и контрабасы создают глубину и основывают гармонию, а альты дают промежуточную линию. Всё это обеспечивает основу для того, чтобы тема развивалась более обширно.

  • Медные духовые (тромбоны, трубы, валторны): Медные инструменты поддерживают тему, добавляя ей величия и мощи. Особенно интересным моментом является использование валторн, которые придают тематике симфонии эпичность и глубину. Тромбоны играют роль усилителей в кульминационных моментах.

  • Ударные (только литавры): Литавры в симфонии появляются лишь на протяжении более драматичных моментов. Это подчёркивает важность каждого музыкального акцента. Ударные добавляют остроты и ритмического напряжения, однако не доминируют.

2. Контрапункт и полифония

В отличие от многих классических симфоний того времени, Шуберт активно использует контрапункт в оркестровке. Например, после того как тема представлена, Шуберт начинает её развивать, дополняя её контрапунктом — использованием разных голосов в контексте одной музыкальной ткани. В этой связи, деревянные духовые и стрингсы создают независимые линии, которые, тем не менее, взаимосвязаны и переплетаются, как, например, когда скрипки и флейты ведут разговор с использованием разных тем, и постепенно эти линии соединяются, создавая новые гармонии.

3. Вторая тема (I. Allegro moderato)

Вторая тема, которая в контексте первого движения вводит более мягкую и лиричную атмосферу, характерна для Шуберта. Она звучит в более лёгком мажорном контексте и использует следующие инструменты:

  • Струнные: Вторая тема начинается в основном в верхнем регистре скрипок. Это создаёт эффект светлой и прозрачной линии, которая контрастирует с более мрачным звучанием первой темы. Виолончели и контрабасы, как правило, играют гораздо менее активно, выполняя функции гармонической опоры.

  • Флейта: Флейта в данном случае озвучивает вторую тему, её сладкий и мягкий звук добавляет композиции поэтичности. Это помогает подчеркнуть меланхоличный и несколько грустный характер второй темы.

  • Кларнет: Кларнет в определённые моменты усиливает вторую тему, добавляя к ней оттенок глубокого звучания и лёгкой трагичности.

  • Медные духовые: Медные инструменты в этот момент не играют основной роли, однако они периодически вступают для поддержки гармонической ткани, давая более величественные моменты в более кульминационные моменты второй темы.

4. Оркестровка второй части (II. Andante con moto)

Вторая часть, хотя и не завершённая, предлагает спокойную и нежную атмосферу, где Шуберт использует инструменты оркестра с большой осторожностью.

  • Струнные: Струнные в этой части звучат преимущественно в мягких и интимных регистрах. Они создают гармонию, которая поднимает вопрос о значении «неоконченности». Скрипки часто выполняют мелодические линии, поддерживаемые альтами, виолончелями и контрабасами, которые держат основную гармонию. Здесь Шуберт использует простые, но глубокие гармонические акценты, что помогает создать эмоциональное напряжение.

  • Деревянные духовые: Деревянные духовые продолжают играть важную роль, их звучание в этой части играет не только тематическое, но и текстурное значение. Например, флейта может возглавлять некоторые более светлые моменты, а кларнет и фагот добавляют более глубокие оттенки в более печальные моменты.

  • Медные духовые: Медные инструменты играют лишь небольшую роль в этой части, поддерживая гармонию в более крупных структурах. Их присутствие помогает добавить чуть больше контраста к меланхоличным и более деликатным моментам.

  • Ударные: Ударные инструменты почти не слышны, за исключением легких акцентов в некоторых моментах.

5. Окружение и финал

В симфонии Шуберта не завершена не только по структуре, но и по своей экспрессии. Последующие «поглощённые» или «неполные» элементы, такие как использование фрагментарных тем или неразвёрнутые музыкальные идеи, создают определённое напряжение. Это выражение неожиданности и открытого конца на фоне звучания инструмента также создаёт чувство недосказанности, оставляя место для раздумий и эмоций слушателя.

Заключение

Оркестровка в симфонии №8 Шуберта невероятно богата и многослойна. Хотя сам Шуберт не завершил симфонию, её оркестровая палитра является потрясающей в своей выразительности и способности передавать широкий спектр эмоций. Инструменты, такие как струнные, духовые и медные, комбинируются и взаимодействуют, создавая сложные текстуры, которые обеспечивают драматическое развитие каждой темы и ощущение глубины музыкальной формы.

Scroll to Top

Карта сайта