Порядок планирования мероприятий по гражданской обороне (ГО) регулируется рядом нормативных правовых актов, которые включают как федеральные законы, так и подзаконные акты. Основные из них следующие:
1. Федеральный закон № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
Этот закон является основным актом, определяющим основы гражданской обороны в Российской Федерации. Он устанавливает обязанности органов власти, предприятий и граждан по подготовке и проведению мероприятий по ГО. Основные положения закона касаются:
Обязанностей органов исполнительной власти на всех уровнях;
Организации гражданской обороны в стране и в регионах;
Координации деятельности органов, осуществляющих ГО, на всех уровнях;
Обязанностей организаций и граждан в области ГО.
2. Указ Президента РФ от 2 ноября 2010 г. № 1479 «О системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Этот указ регулирует систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), включая элементы гражданской обороны. В нем прописаны:
Механизмы взаимодействия органов власти при планировании мероприятий по ГО;
Установление системы руководства и взаимодействия в условиях ЧС.
3. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2012 г. № 1233 «О правилах разработки и утверждения планов гражданской обороны»
Данный акт регулирует порядок разработки планов ГО на уровне организаций, муниципалитетов и субъектов Российской Федерации. Основные положения:
Правила разработки планов ГО, включая определение структуры и содержания планов;
Утверждение планов ГО, их коррекция и обновление;
Порядок согласования планов с различными органами власти;
Обязанности организаций по разработке и внедрению мероприятий по ГО.
4. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2014 г. № 291 «О гражданской обороне в Российской Федерации»
Это постановление определяет требования к организации и проведению мероприятий по гражданской обороне. В нем уточняется, как должны быть организованы:
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
Порядок взаимодействия между различными службами ГО;
Методы и формы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
5. Приказ МЧС России от 31 марта 2015 г. № 143 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения планов гражданской обороны на территории Российской Федерации»
Этот приказ регулирует детализированные требования к разработке и утверждению планов ГО на уровне субъектов РФ. В нем прописаны:
Этапы разработки планов ГО;
Порядок их утверждения органами местного самоуправления и субъектами РФ;
Обязанности местных органов власти и организаций по обеспечению готовности к ГО.
6. Свод правил СП 3.13130.2009 «Гражданская оборона. Требования к организации планирования мероприятий»
Это нормативный документ, который конкретизирует требования по планированию мероприятий по ГО. В нем прописаны:
Методы планирования мероприятий по ГО в мирное время и в условиях чрезвычайных ситуаций;
Принципы, на которых строится планирование (оперативность, адаптивность, многоуровневость и т. д.);
Порядок составления прогнозов и определение масштабов необходимых мероприятий.
7. Документы, регулирующие работу на местах:
Планы ГО местных органов власти: на уровне муниципальных образований (городов, районов) разрабатываются отдельные планы ГО, в которых указываются мероприятия по защите населения, эвакуации, обеспечению связи и взаимодействию с федеральными и региональными органами.
Планы ГО организаций: организации всех форм собственности обязаны разрабатывать свои внутренние планы ГО, в которых отражены мероприятия, направленные на защиту работников, сохранение собственности и продолжение деятельности в условиях ЧС.
Процесс планирования мероприятий по ГО:
Разработка планов: Сначала разрабатывается генеральный план ГО на уровне всей страны, затем планы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, после этого планы на уровне предприятий и организаций. Все они должны соответствовать друг другу и включать меры по защите людей, имущества, объектов экономики и инфраструктуры.
Утверждение планов: Планы ГО утверждаются на соответствующих уровнях власти — от местного до федерального. При этом важно, чтобы планы были согласованы с другими связанными структурами (например, с МЧС, Министерством обороны, органами здравоохранения).
Оценка рисков и угроз: В процессе планирования оцениваются возможные угрозы и риски, как природного, так и техногенного характера. Для этого используются различные методы прогноза и аналитики.
Интеграция с другими видами защиты: Важно, чтобы мероприятия по ГО были интегрированы с мероприятиями по защите от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также с планами эвакуации и действий на случай войны.
Организация практических мероприятий: Это может включать тренировки, учения, и другие мероприятия для подготовки как органов власти, так и населения. Эти мероприятия должны проводиться регулярно и сопровождаться проверками.
Примечание:
Одной из важнейших частей планирования является взаимодействие с местными властями и общественными организациями. Это связано с тем, что в случае ЧС (особенно в условиях войны) все мероприятия по ГО должны быть быстро и скоординированно выполнены. Важно также обеспечить обучение и информирование граждан, что является частью планирования.
Таким образом, планирование мероприятий по ГО — это многоплановый процесс, который регулируется множеством нормативных документов, включая федеральные законы, постановления и приказы, а также локальные акты.