что мы узнаем о жизни сальери

Антонио Сальери (1750–1825) — известный итальянский композитор, дирижёр и педагог, чья биография долгое время была окутана мифами, особенно из-за легенды о его якобы вражде с Моцартом. Однако при внимательном рассмотрении его жизни мы обнаруживаем сложную и многогранную личность, чьё творчество и вклад в музыку XVIII – начала XIX века незаслуженно оставались в тени.


1. Происхождение и ранние годы

Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в Леньяго, в Республике Венеция (ныне Италия), в семье торговца. Его родители были музыкально одарёнными, особенно отец, который привил юному Сальери любовь к музыке. Однако ранняя смерть родителей (в возрасте около 13 лет) оставила мальчика сиротой.

После этого он попал под опеку венского дворянина и композитора Флориана Леопольда Гассмана, который отвёз его в Вену. Именно в Вене Сальери получил своё музыкальное образование и стал частью одного из самых влиятельных музыкальных центров Европы того времени.


2. Карьера при дворе в Вене

Вена конца XVIII века была культурной столицей Европы, и Сальери быстро занял в ней видное место. Благодаря протекции Гассмана он стал:

  • Капельмейстером Итальянской оперы при дворе Габсбургов;

  • А затем, в 1788 году, главным придворным капельмейстером, одной из самых престижных музыкальных должностей в Европе.

Это была должность, предполагающая контроль над музыкальной жизнью при дворе, в том числе над оперой, церковной музыкой и даже обучением молодых музыкантов.


3. Музыкальное наследие

Сальери был плодовитым композитором, особенно в области оперы. В течение своей жизни он написал около 40 опер, а также множество духовной и камерной музыки.

Некоторые из его наиболее известных опер:

  • «Армида» (1771) — одна из первых опер, написанных в Вене;

  • «Тарар» (1787) — французская опера, поставленная в Париже по либретто Бомарше;

  • «Данаиды» (Les Danaïdes, 1784) — также для парижской сцены, с драматическим и новаторским подходом к оркестровке.

Он также писал:

  • духовную музыку (мессы, реквиемы),

  • оратории,

  • инструментальные произведения.

Хотя его стиль был несколько более сдержанным, чем у Моцарта, его произведения отличались мастерством оркестровки, вниманием к драматургии и вокальной выразительности.


4. Педагог и наставник

Сальери оказал колоссальное влияние на последующие поколения композиторов. Он обучал многих известных музыкантов, включая:

  • Людвига ван Бетховена (получал у него уроки контрапункта),

  • Франца Шуберта,

  • Франца Листа (не напрямую, но Лист знал его педагогическую традицию),

  • Карла Черни (учителя Листа),

  • Иоганна Непомука Гуммеля,

  • Майера (композитор польского происхождения).

Таким образом, его вклад в развитие музыкального языка XIX века оказался значительным.


5. Отношения с Моцартом: правда и миф

Наиболее широко распространённый миф о Сальери — это его якобы зависть к Моцарту и причастность к его смерти. Эта идея популяризировалась в XIX веке, особенно после пьесы Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830), а позднее в одноимённой опере Николая Римского-Корсакова и, наконец, в фильме Милоша Формана «Амадей» (1984).

Но исторические источники не подтверждают этой вражды:

  • Сохранились документы, указывающие, что Сальери и Моцарт общались и даже исполняли музыку друг друга;

  • Сальери присутствовал на премьере «Волшебной флейты»;

  • Он обучал сына Моцарта, Франца Ксавера, после смерти Вольфганга;

  • В его дневниках нет враждебности к Моцарту, скорее — уважение и восхищение.

Легенда, вероятно, возникла из сочетания художественного вымысла, недопонимания и последующего романтического очарования «проклятого гения» Моцарта.


6. Поздние годы и смерть

В последние годы жизни Сальери страдал от проблем со здоровьем и слухом. Он умер 7 мая 1825 года в Вене. Его похоронили на Центральном кладбище, а надгробие гласит:

«Реквием, написанный им самим, исполнялся на его собственных похоронах.»

Несмотря на то, что к моменту его смерти музыкальные вкусы изменились, он оставался уважаемой фигурой в Вене.


7. Наследие и реабилитация

До недавнего времени Сальери воспринимался в массовом сознании в основном как антагонист Моцарта. Однако в последние десятилетия его творчество постепенно реабилитируется:

  • Появляются новые постановки его опер;

  • Выпускаются записи его произведений;

  • Исследователи всё больше внимания уделяют его роли как реформатора итальянской оперы и выдающегося педагога.


Вывод: кто такой Сальери?

Антонио Сальери — это:

  • Один из важнейших европейских композиторов и дирижёров своего времени;

  • Наставник целой плеяды композиторов XIX века;

  • Человек, несправедливо очернённый литературой и кино.

Его жизнь — пример трудолюбия, музыкального мастерства и преданности искусству, хотя и без ореола гениальности, ассоциируемого с Моцартом.


Если хочешь, я могу порекомендовать его произведения, с которых лучше начать знакомство — скажи только, интересует ли тебя опера, духовная музыка или что-то камерное.

Scroll to Top

Карта сайта