Антонио Сальери (1750–1825) — известный итальянский композитор, дирижёр и педагог, чья биография долгое время была окутана мифами, особенно из-за легенды о его якобы вражде с Моцартом. Однако при внимательном рассмотрении его жизни мы обнаруживаем сложную и многогранную личность, чьё творчество и вклад в музыку XVIII – начала XIX века незаслуженно оставались в тени.
1. Происхождение и ранние годы
Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в Леньяго, в Республике Венеция (ныне Италия), в семье торговца. Его родители были музыкально одарёнными, особенно отец, который привил юному Сальери любовь к музыке. Однако ранняя смерть родителей (в возрасте около 13 лет) оставила мальчика сиротой.
После этого он попал под опеку венского дворянина и композитора Флориана Леопольда Гассмана, который отвёз его в Вену. Именно в Вене Сальери получил своё музыкальное образование и стал частью одного из самых влиятельных музыкальных центров Европы того времени.
2. Карьера при дворе в Вене
Вена конца XVIII века была культурной столицей Европы, и Сальери быстро занял в ней видное место. Благодаря протекции Гассмана он стал:
Капельмейстером Итальянской оперы при дворе Габсбургов;
А затем, в 1788 году, главным придворным капельмейстером, одной из самых престижных музыкальных должностей в Европе.
Это была должность, предполагающая контроль над музыкальной жизнью при дворе, в том числе над оперой, церковной музыкой и даже обучением молодых музыкантов.
3. Музыкальное наследие
Сальери был плодовитым композитором, особенно в области оперы. В течение своей жизни он написал около 40 опер, а также множество духовной и камерной музыки.
Некоторые из его наиболее известных опер:
«Армида» (1771) — одна из первых опер, написанных в Вене;
«Тарар» (1787) — французская опера, поставленная в Париже по либретто Бомарше;
«Данаиды» (Les Danaïdes, 1784) — также для парижской сцены, с драматическим и новаторским подходом к оркестровке.
Он также писал:
духовную музыку (мессы, реквиемы),
оратории,
инструментальные произведения.
Хотя его стиль был несколько более сдержанным, чем у Моцарта, его произведения отличались мастерством оркестровки, вниманием к драматургии и вокальной выразительности.
4. Педагог и наставник
Сальери оказал колоссальное влияние на последующие поколения композиторов. Он обучал многих известных музыкантов, включая:
Людвига ван Бетховена (получал у него уроки контрапункта),
Франца Шуберта,
Франца Листа (не напрямую, но Лист знал его педагогическую традицию),
Карла Черни (учителя Листа),
Иоганна Непомука Гуммеля,
Майера (композитор польского происхождения).
Таким образом, его вклад в развитие музыкального языка XIX века оказался значительным.
5. Отношения с Моцартом: правда и миф
Наиболее широко распространённый миф о Сальери — это его якобы зависть к Моцарту и причастность к его смерти. Эта идея популяризировалась в XIX веке, особенно после пьесы Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830), а позднее в одноимённой опере Николая Римского-Корсакова и, наконец, в фильме Милоша Формана «Амадей» (1984).
Но исторические источники не подтверждают этой вражды:
Сохранились документы, указывающие, что Сальери и Моцарт общались и даже исполняли музыку друг друга;
Сальери присутствовал на премьере «Волшебной флейты»;
Он обучал сына Моцарта, Франца Ксавера, после смерти Вольфганга;
В его дневниках нет враждебности к Моцарту, скорее — уважение и восхищение.
Легенда, вероятно, возникла из сочетания художественного вымысла, недопонимания и последующего романтического очарования «проклятого гения» Моцарта.
6. Поздние годы и смерть
В последние годы жизни Сальери страдал от проблем со здоровьем и слухом. Он умер 7 мая 1825 года в Вене. Его похоронили на Центральном кладбище, а надгробие гласит:
«Реквием, написанный им самим, исполнялся на его собственных похоронах.»
Несмотря на то, что к моменту его смерти музыкальные вкусы изменились, он оставался уважаемой фигурой в Вене.
7. Наследие и реабилитация
До недавнего времени Сальери воспринимался в массовом сознании в основном как антагонист Моцарта. Однако в последние десятилетия его творчество постепенно реабилитируется:
Появляются новые постановки его опер;
Выпускаются записи его произведений;
Исследователи всё больше внимания уделяют его роли как реформатора итальянской оперы и выдающегося педагога.
Вывод: кто такой Сальери?
Антонио Сальери — это:
Один из важнейших европейских композиторов и дирижёров своего времени;
Наставник целой плеяды композиторов XIX века;
Человек, несправедливо очернённый литературой и кино.
Его жизнь — пример трудолюбия, музыкального мастерства и преданности искусству, хотя и без ореола гениальности, ассоциируемого с Моцартом.
Если хочешь, я могу порекомендовать его произведения, с которых лучше начать знакомство — скажи только, интересует ли тебя опера, духовная музыка или что-то камерное.