что такое сатира в литературе

Сатира в литературе — это жанр, направленный на критику и осмеяние недостатков общества, людей, власти, моральных и социальных норм. Она использует преувеличение, иронию, сарказм и насмешку, чтобы выявить пороки и порой абсурдные явления человеческой жизни. Основная цель сатиры — вызвать у читателя осознание существующих проблем и провоцировать на размышления о необходимости изменений.

Исторические корни сатиры

Сатира зародилась еще в античной литературе. В Древнем Риме для выражения насмешки и критики существовали такие жанры, как диалоги и песни. Одним из ярких примеров является творчество римского поэта Горация. Он использовал сатиру для того, чтобы вскрыть пороки римского общества, часто делая это через добродушное осмеяние.

Другим великим сатириком был Ювенал, чьи сатиры были гораздо более жесткими и обличающими, чем у Горация. В его произведениях пороки и несправедливости римского общества изображались с резкой иронией, порой достигая жестокой прямолинейности.

Сатира как жанр получила развитие и в Средневековье, в Ренессансе, а позже активно использовалась в произведениях писателей XVIII–XX веков. В Европе в этот период сатирой активно пользовались такие писатели, как Джонатан Свифт («Путешествия Гулливера»), Мольер (комедии), Вольтер («Кандид»).

Основные характеристики сатиры

  1. Цель осмеяния и критики — сатира всегда направлена на обличение пороков и недостатков, как индивидуальных (черты характера, поведение), так и общественных (социальные порядки, институты власти, мораль). Она не просто высмеивает, а делает это с целью вызвать осознание проблемы и обратить на неё внимание.

  2. Ирония, сарказм и гипербола — основные литературные средства, с помощью которых создается сатира. Ирония помогает выявить противоречие между тем, что говорят персонажи, и тем, что происходит на самом деле. Гипербола (преувеличение) используется для того, чтобы усугубить абсурдность ситуаций или черт характера, создавая эффект комичности или ужаса. Сарказм же часто носит откровенно злую окраску.

  3. Персонажи — в сатире часто встречаются персонажи-«типажи», преувеличенно изображенные с характерными чертами, пороками или слабостями. Это могут быть жадные, глупые, тщеславные люди, чиновники, морально устаревшие институты.

  4. Гротеск — сатира может переходить в форму гротеска, когда происходит гиперболизация абсурдных ситуаций, превращающих их в странные, карикатурные образы.

  5. Полемический характер — сатира часто имеет ярко выраженную полемическую направленность, направленную на конкретные проблемы общества. Это не просто веселье ради смеха, а серьёзная попытка донести до читателя правду о недостатках.

Виды сатиры

  1. Социальная сатира — критикует общественные порядки, социальные системы, законы, моральные нормы, все то, что связано с взаимодействием людей в обществе. Примером служат произведения Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»), в которых он сатирически изображает пороки бюрократического аппарата и нравы российской провинции.

  2. Политическая сатира — направлена на высмеивание властных структур, политиков и политических ситуаций. Например, в «Гулливере» Свифт использует сатиру, чтобы осмеять абсурдность политических систем и критиковать злоупотребление властью.

  3. Культурная сатира — критикует не только общественные порядки, но и культурные явления, моду, искусство, литературу, различные интеллектуальные течения.

  4. Моральная сатира — направлена на осмеяние человеческих пороков, таких как жадность, лицемерие, глупость, жертвенность ради тщеславия. В этом плане можно привести пример Мольера, чьи пьесы «Тартюф» и «Мещанин во дворянстве» высмеивают ложную набожность и буржуазные pretensions.

  5. Литературная сатира — фокусируется на литературных традициях и канонах. Писатели могут высмеивать другие литературные жанры, авторов или формы.

Примеры сатиры в литературе

  • «Гулливеровы путешествия» Джонатана Свифта — произведение, в котором Свифт критикует не только политические и социальные порядки своего времени, но и саму природу человека, его склонность к жестокости, высокомерии и глупости. Абсурдные приключения главного героя обнажают абсурдность множества человеческих привычек и традиций.

  • «Ревизор» Н. В. Гоголя — сатира на российскую бюрократию, её пороки и недостатки. Через историю о приезде ревизора, на которого ошибочно принимают простого мошенника, Гоголь демонстрирует всю фальшь и коррупцию чиновников.

  • «Кандид» Вольтера — произведение, в котором Вольтер жестко критикует философский оптимизм, абсурдные догмы и жестокость человеческой природы. Главный герой, несмотря на череду трагедий, продолжает верить, что «всё к лучшему», что, по мнению Вольтера, является иррациональной и вредной философией.

  • «Тартюф» Мольера — сатира на лицемерие и мнимую благочестивость, изображение фальшивых моралистов, которые используют религию как маску для своей корысти.

Современная сатира

Сатира не утратила своей актуальности и в наше время. Современные сатирики используют её для критики политических систем, глобализации, экологии, культуры потребления, социальных проблем и даже самой литературы. В последние десятилетия сатирические произведения можно встретить в жанре комиксов, кинематографа, а также в интернет-медиа, где мемы и сатирические видео часто становятся вирусными.

Заключение

Scroll to Top

Карта сайта