как решать систему уравнений 9 класс

Решение системы уравнений — это процесс нахождения значений переменных, которые одновременно удовлетворяют всем уравнениям системы. В 9 классе обычно встречаются системы линейных уравнений с двумя или тремя переменными. Я объясню, как решать такие системы на примере и различных методах.

1. Метод подбора (графический метод)

Это первый метод, который обычно учат в школе. Он заключается в том, что каждое уравнение системы можно представить в виде прямой на плоскости, а решение системы — это точка пересечения этих прямых.

Пример:

Решим систему:

{x+y=52x−y=1begin{cases}
x + y = 5 \
2x — y = 1
end{cases}

  1. Графическое представление:
    Для каждого уравнения выражаем yy через xx:

    • Из первого уравнения x+y=5⇒y=5−xx + y = 5 Rightarrow y = 5 — x.

    • Из второго уравнения 2x−y=1⇒y=2x−12x — y = 1 Rightarrow y = 2x — 1.

  2. Наносим графики:

    • Первая прямая: y=5−xy = 5 — x (начинается в точке (0, 5), и для каждого xx можно вычислить соответствующее yy).

    • Вторая прямая: y=2x−1y = 2x — 1 (начинается в точке (0, -1), и для каждого xx можно вычислить соответствующее yy).

  3. Находим точку пересечения:
    Графики этих прямых пересекаются в точке, которая и будет решением системы.

  4. Решение:
    Мы видим, что точка пересечения этих прямых — это (2,3)(2, 3). Таким образом, x=2x = 2 и y=3y = 3.

2. Метод подстановки

Метод подстановки состоит в том, чтобы из одного уравнения выразить одну переменную через другую и подставить это выражение в другое уравнение.

Пример:

Решим систему:

{x+y=52x−y=1begin{cases}
x + y = 5 \
2x — y = 1
end{cases}

  1. Выражаем одну переменную через другую:
    Из первого уравнения x+y=5⇒y=5−xx + y = 5 Rightarrow y = 5 — x.

  2. Подставляем это в другое уравнение:
    Подставим y=5−xy = 5 — x во второе уравнение:

    2x−(5−x)=1.2x — (5 — x) = 1.

  3. Решаем полученное уравнение:
    Раскрываем скобки:

    2x−5+x=1⇒3x=6⇒x=2.2x — 5 + x = 1 Rightarrow 3x = 6 Rightarrow x = 2.

  4. Находим yy:
    Подставляем x=2x = 2 в y=5−xy = 5 — x:

    y=5−2=3.y = 5 — 2 = 3.

  5. Ответ: x=2x = 2, y=3y = 3.

3. Метод сложения (или метод исключений)

Метод сложения подходит, если система линейных уравнений устроена таким образом, что при сложении или вычитании уравнений можно легко избавиться от одной из переменных.

Пример:

Решим систему:

{x+y=52x−y=1begin{cases}
x + y = 5 \
2x — y = 1
end{cases}

  1. Приводим уравнения к удобному виду:
    Чтобы избавиться от yy, можно сложить первое уравнение и второе, но для этого сначала надо умножить первое уравнение на 1, а второе на 1, чтобы коэффициенты при yy были противоположными.

  2. Складываем уравнения:

    (x+y)+(2x−y)=5+1⇒3x=6.(x + y) + (2x — y) = 5 + 1 Rightarrow 3x = 6.

  3. Решаем:

    x=2.x = 2.

  4. Подставляем в одно из уравнений:
    Подставим x=2x = 2 в x+y=5x + y = 5:

    2+y=5⇒y=3.2 + y = 5 Rightarrow y = 3.

  5. Ответ: x=2x = 2, y=3y = 3.

4. Метод матриц (для более сложных систем)

Метод матриц используется, когда система уравнений имеет больше переменных и уравнений. Этот метод включает составление расширенной матрицы и применение метода Гаусса для её приведения к ступенчатому виду.

Итоги

В 9 классе вам нужно будет решать системы линейных уравнений с двумя переменными. Основные методы — это:

  • Метод подстановки: удобно, если одно из уравнений можно легко выразить через одну переменную.

  • Метод сложения (вычитания): применяется, когда легко исключить одну переменную.

  • Графический метод: полезен для наглядного представления решения, но не всегда точен для сложных систем.

Каждый метод имеет свои преимущества и лучше всего выбирать его в зависимости от вида системы уравнений.

Если хочешь, могу привести ещё примеры или объяснить, как решать систему с тремя переменными, если нужно.

Scroll to Top

Карта сайта