Советник директора по воспитательной работе в школе — это важная должность, которая связана с организацией и координацией работы, направленной на воспитание школьников, создание благоприятного психологического климата в коллективе и соблюдение норм учебного процесса. Для эффективного выполнения своих обязанностей советник должен иметь в наличии ряд ключевых документов, которые регулируют и обеспечивают выполнение его функций. Вот подробный список таких документов:
1. Должностная инструкция
Должностная инструкция — это основополагающий документ, который определяет основные обязанности, права и ответственность советника директора по воспитательной работе. В этом документе прописываются:
Цели и задачи воспитательной работы в школе.
Обязанности по координации работы с классными руководителями, учителями, психологами и другими педагогическими работниками.
Задачи по проведению воспитательных мероприятий (классных часов, конкурсов, праздников и др.).
Обязанности по проведению родительских собраний.
Ответственность за организацию работы с детьми, имеющими отклонения в поведении.
Принципы работы с подростками, профилактика правонарушений, формирование гражданской позиции.
Взаимодействие с внешними учреждениями (полиция, социальные службы, органы опеки и попечительства и др.).
2. Положение о воспитательной работе в школе
Это внутренний локальный акт, который определяет принципы, цели и задачи воспитательной работы в образовательном учреждении. Обычно положение охватывает следующие аспекты:
Структура и содержание воспитательной работы.
Роль и задачи воспитателей, классных руководителей, других педагогов.
Взаимодействие воспитательной службы с органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями культуры и здравоохранения.
Специфика воспитательной работы с разными возрастными группами (младший, средний и старший школьный возраст).
3. План воспитательной работы
Это документ, который составляется на год, квартал или месяц и отражает конкретные мероприятия, направленные на развитие воспитательного процесса. В плане указываются:
Темы воспитательных мероприятий.
Даты проведения мероприятий.
Ответственные лица (классные руководители, учителя, консультанты, педагоги-психологи).
Цели и задачи мероприятий.
Формы работы (тематические классы, собрания, мастер-классы, экскурсии и т.д.).
Взаимодействие с родителями и общественными организациями.
4. График работы с учащимися
Включает в себя подробное расписание всех воспитательных мероприятий, а также внеурочной работы с учащимися, например:
Классные часы.
Индивидуальные беседы с детьми, имеющими трудности в обучении или поведении.
Встречи с родителями.
Профилактические мероприятия.
5. Дневник воспитательной работы
Это специальный журнал или тетрадь, в которой ведется учет всех проведенных мероприятий, а также отслеживаются результаты работы. В дневнике фиксируются:
Даты и темы проведенных мероприятий.
Участники (классы, группы).
Результаты работы.
Замечания, рекомендации.
6. Документы по учету и профилактике правонарушений среди школьников
Советник по воспитательной работе также ведет учет учащихся, которые могут находиться в группе риска, и принимает участие в профилактике правонарушений среди подростков. Для этого могут понадобиться следующие документы:
Протоколы взаимодействия с правоохранительными органами.
Акты профилактических бесед с учащимися.
Программы по профилактике асоциального поведения.
Документы, связанные с контролем за посещаемостью школьных занятий.
7. Методические материалы
Советник должен иметь в своем распоряжении методические пособия и инструкции для организации воспитательной работы. Это могут быть:
Методические рекомендации по организации воспитательных мероприятий.
Программы, направленные на профилактику различных социальных проблем (пьянства, наркомании, агрессии, буллинга и т.д.).
Материалы по образовательным и культурным инициативам.
Литература по психологии и педагогике, ориентированная на работу с подростками.
8. Акты, протоколы, отчеты по проведенным мероприятиям
В процессе работы советник составляет различные документы, фиксирующие результаты воспитательной деятельности:
Протоколы заседаний и собраний, на которых обсуждаются вопросы воспитания, профилактики правонарушений и другие.
Отчеты о проведенных мероприятиях и их итогах.
Акты о результатах проверок выполнения воспитательной программы.
9. Документы для работы с родителями
Взаимодействие с родителями — важная часть воспитательной работы. Для этого советник использует следующие документы:
Планы и протоколы родительских собраний.
Анкеты и опросы для родителей, направленные на выявление проблем в воспитании и обучении детей.
Письма и уведомления для родителей.
Письменные рекомендации для родителей по воспитанию детей.
10. Документы по учету и поддержке школьников с особыми потребностями
Советник должен работать с детьми, которые имеют особенности в поведении, обучении или психоэмоциональном состоянии. Для этого необходимы следующие документы:
План индивидуальной работы с такими детьми.
Заключения специалистов (психологов, социальных работников, дефектологов).
Программы помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями.
11. Документы по организации самоуправления учащихся
В школе часто существует система ученического самоуправления, и советник должен поддерживать взаимодействие с лидерами школьных организаций (например, с представителями школьного совета). Для этого могут быть подготовлены:
Положения о школьном самоуправлении.
Протоколы заседаний школьного совета.
Планы совместных мероприятий.
12. Отчеты перед директором и другими органами управления
Советник по воспитательной работе должен регулярно представлять отчеты о проделанной работе:
Ежегодный отчет о результатах воспитательной работы.
Отчеты по каждому проекту или мероприятию.
Статистические данные по результатам воспитательной работы (например, по числу проведенных мероприятий, количеству участников).
13. Законы и нормативные акты
В своей работе советник должен опираться на государственные законы и нормативные акты, регулирующие образовательный процесс:
Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О правах ребенка», «О защите прав потребителей».
Приказы Министерства образования и науки России.
Региональные акты и постановления.
Заключение:
Документы, которые должен иметь советник директора по воспитательной работе в школе, включают как внутренние локальные акты, так и нормативные документы, регулирующие организацию воспитательного процесса в школе. Это обеспечивает эффективное планирование и реализацию воспитательной работы, создание благоприятной психологической среды для учащихся, а также помогает в организации и координации работы всех педагогических работников, ориентированных на воспитание детей.