каково отношение онегина к театру а отношение пушкина

Отношение Евгения Онегина и Александра Сергеевича Пушкина к театру — это интересная тема, позволяющая увидеть, как в художественном произведении может отразиться не только характер героя, но и авторская позиция. Рассмотрим их взгляды подробно и в контексте времени, литературной традиции и биографии Пушкина.


1. Отношение Онегина к театру

Онегин — герой романа, типичный «светский человек» начала XIX века, разочарованный, скучающий, с иронией воспринимающий окружающий мир. Его отношение к театру описано в первой главе романа:

«Онегин едет в театр,
Где всякий сам себе Амур,
Играет страсть, которую
Он давно уж позабыл;
Онегин с ложи смотрит хладно
На сцену, где кипит обман,
Где льется бурный страсти дым…»

Это говорит о том, что театр для Онегина — не искусство, а одно из многих светских развлечений, утратившее для него внутренний смысл. Онегин не верит в искренность театральных страстей, ему чужда та экспрессия, которой наполнены сцены. Герой видит в театре притворство и фальшь, игра «бурных страстей» вызывает у него лишь скуку и иронию.

Онегин не чувствует к театру ни эстетического, ни духовного влечения. Его холодность — проявление общего состояния духовной опустошенности и скуки (хандры), характерной для героя «лишнего человека». Онегин в театре присутствует физически, но внутренне отстранён: он не воспринимает театр как пространство переживания, сопереживания или размышления.


2. Отношение Пушкина к театру

Александр Сергеевич Пушкин был глубоко увлечён театром. Он не просто любил его как зритель, но и активно участвовал в развитии русской драматургии. Пушкин написал несколько драматических произведений, среди которых:

  • «Борис Годунов» — историческая трагедия, созданная по образцу шекспировских пьес.

  • «Русалка», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь» — драматические сцены и трагедии, входящие в так называемую «Маленькую трагедию».

  • Статья «О народной драме» — его размышления о русской сцене и народном театре.

Пушкин рассматривал театр как важнейший способ художественного познания жизни и выражения человеческих страстей. Он восхищался Шекспиром, Мольером, Корнелем, и многими другими. В отличие от Онегина, Пушкин видел в театре не просто зрелище, а высокое искусство, способное тронуть душу, воспитывать вкус, пробуждать нравственные и философские размышления.

Для Пушкина театр был неотъемлемой частью культурной жизни общества. Он мечтал о развитии национальной сцены и о создании подлинно русского театра. Его литературная деятельность — свидетельство стремления возродить драму как живой жанр, а не формальную светскую забаву.


3. Сравнение взглядов Онегина и Пушкина

АспектЕвгений ОнегинАлександр Пушкин
Отношение к театруРавнодушие, ирония, скукаИнтерес, вовлечённость, восхищение
Оценка страстей на сценеСчитает их фальшивымиВидит в них глубокий психологизм
Функция театраСветское развлечениеСредство художественного и нравственного воздействия
Личное участиеПассивный зрительАктивный драматург и критик
ЭстетикаСклонен к холодной, рациональной оценкеВоспринимает театр как живое искусство

4. Почему Пушкин показывает Онегина равнодушным к театру?

Это художественный приём, который помогает:

  • Раскрыть характер Онегина: человек, потерявший вкус к жизни, страдающий от скуки и хандры.

  • Противопоставить авторскую позицию — живой интерес к искусству, — холодной иронии героя.

  • Продемонстрировать кризис эстетических ценностей у нового поколения светской молодежи.

  • Провести тонкую социальную и психологическую критику: театр, который должен бы трогать душу, стал для общества просто поводом выйти в свет.


Вывод

Таким образом, Онегин и Пушкин относятся к театру диаметрально противоположно. Для Онегина — это скучное светское зрелище, для Пушкина — мощнейшее средство художественного самовыражения и духовного воздействия. Пушкин, вводя в роман сцену посещения театра, иронизирует над поверхностным восприятием искусства, характерным для многих представителей тогдашнего общества. Это противопоставление углубляет образ Онегина как «лишнего человека» и подчеркивает глубину самого автора.

Если тебе интересно, могу также привести примеры из писем Пушкина или отзывов современников о его отношении к театру.

Scroll to Top

Карта сайта