Отношение Евгения Онегина и Александра Сергеевича Пушкина к театру — это интересная тема, позволяющая увидеть, как в художественном произведении может отразиться не только характер героя, но и авторская позиция. Рассмотрим их взгляды подробно и в контексте времени, литературной традиции и биографии Пушкина.
1. Отношение Онегина к театру
Онегин — герой романа, типичный «светский человек» начала XIX века, разочарованный, скучающий, с иронией воспринимающий окружающий мир. Его отношение к театру описано в первой главе романа:
«Онегин едет в театр,
Где всякий сам себе Амур,
Играет страсть, которую
Он давно уж позабыл;
Онегин с ложи смотрит хладно
На сцену, где кипит обман,
Где льется бурный страсти дым…»
Это говорит о том, что театр для Онегина — не искусство, а одно из многих светских развлечений, утратившее для него внутренний смысл. Онегин не верит в искренность театральных страстей, ему чужда та экспрессия, которой наполнены сцены. Герой видит в театре притворство и фальшь, игра «бурных страстей» вызывает у него лишь скуку и иронию.
Онегин не чувствует к театру ни эстетического, ни духовного влечения. Его холодность — проявление общего состояния духовной опустошенности и скуки (хандры), характерной для героя «лишнего человека». Онегин в театре присутствует физически, но внутренне отстранён: он не воспринимает театр как пространство переживания, сопереживания или размышления.
2. Отношение Пушкина к театру
Александр Сергеевич Пушкин был глубоко увлечён театром. Он не просто любил его как зритель, но и активно участвовал в развитии русской драматургии. Пушкин написал несколько драматических произведений, среди которых:
«Борис Годунов» — историческая трагедия, созданная по образцу шекспировских пьес.
«Русалка», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь» — драматические сцены и трагедии, входящие в так называемую «Маленькую трагедию».
Статья «О народной драме» — его размышления о русской сцене и народном театре.
Пушкин рассматривал театр как важнейший способ художественного познания жизни и выражения человеческих страстей. Он восхищался Шекспиром, Мольером, Корнелем, и многими другими. В отличие от Онегина, Пушкин видел в театре не просто зрелище, а высокое искусство, способное тронуть душу, воспитывать вкус, пробуждать нравственные и философские размышления.
Для Пушкина театр был неотъемлемой частью культурной жизни общества. Он мечтал о развитии национальной сцены и о создании подлинно русского театра. Его литературная деятельность — свидетельство стремления возродить драму как живой жанр, а не формальную светскую забаву.
3. Сравнение взглядов Онегина и Пушкина
Аспект | Евгений Онегин | Александр Пушкин |
---|---|---|
Отношение к театру | Равнодушие, ирония, скука | Интерес, вовлечённость, восхищение |
Оценка страстей на сцене | Считает их фальшивыми | Видит в них глубокий психологизм |
Функция театра | Светское развлечение | Средство художественного и нравственного воздействия |
Личное участие | Пассивный зритель | Активный драматург и критик |
Эстетика | Склонен к холодной, рациональной оценке | Воспринимает театр как живое искусство |
4. Почему Пушкин показывает Онегина равнодушным к театру?
Это художественный приём, который помогает:
Раскрыть характер Онегина: человек, потерявший вкус к жизни, страдающий от скуки и хандры.
Противопоставить авторскую позицию — живой интерес к искусству, — холодной иронии героя.
Продемонстрировать кризис эстетических ценностей у нового поколения светской молодежи.
Провести тонкую социальную и психологическую критику: театр, который должен бы трогать душу, стал для общества просто поводом выйти в свет.
Вывод
Таким образом, Онегин и Пушкин относятся к театру диаметрально противоположно. Для Онегина — это скучное светское зрелище, для Пушкина — мощнейшее средство художественного самовыражения и духовного воздействия. Пушкин, вводя в роман сцену посещения театра, иронизирует над поверхностным восприятием искусства, характерным для многих представителей тогдашнего общества. Это противопоставление углубляет образ Онегина как «лишнего человека» и подчеркивает глубину самого автора.
Если тебе интересно, могу также привести примеры из писем Пушкина или отзывов современников о его отношении к театру.