В пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» Хлестаков в своем письме, адресованном городским чиновникам, высказывает как лестные, так и критикующие оценки их деятельности. Этот момент важен для понимания того, как Хлестаков, будучи по сути пустым и ничем не отличающимся от других людей, манипулирует окружающими и создает себе репутацию.
Письмо Хлестакова, в котором он оценивает местных чиновников, — это своего рода проявление его желания поддержать статус высокопоставленного человека, при этом он использует методы лести и обмана, чтобы сделать свой образ еще более убедительным для городского начальства. Вот подробный разбор, что именно и как он пишет о чиновниках:
1. Глава города
Хлестаков пишет о мэре города, как о человеке, с которым ему предстоит встретиться. Он описывает его как «степенного», «порядочного», «очень умного» человека. Это важно, потому что мэр действительно является в пьесе одним из тех, кто ведет себя подло и трусливо перед неизвестным ревизором. Хлестаков идет на это преувеличение, чтобы убедить мэра в своей власти и повысить свою значимость.
2. Полиция
Оценка полиции также выглядит положительно, хотя и явно преувеличена. Хлестаков пишет, что полицейские в городе работают «без усталости», и они — «все очень компетентные». Здесь он фактически применяет технику обмана, ведь на самом деле полицейские в этом городе плохо справляются со своими обязанностями, что видно из контекста пьесы. Для Хлестакова важна не объективная реальность, а то, чтобы показать себя как человека, который понимает важность этих должностей.
3. Судебные чиновники
Хлестаков также приписывает судебным чиновникам большие заслуги. Он указывает, что они занимаются делами «с большим пониманием», и их работа «совсем не легка». Это снова служит подтверждением того, как Хлестаков искусственно поднимает статус всех вокруг, чтобы создать впечатление о себе как о человеке, который обладает большим знанием дела и может судить людей даже на основании их профессиональной деятельности.
4. Городская администрация
В целом, Хлестаков отзывается о городской администрации, как о весьма высококлассных людях. Он пишет, что «все чиновники города работают с огромным усердием и всегда находятся в поиске новых решений». Это дополнительно подчеркивает ту иронию, с которой Гоголь изображает всю городскую бюрократию. На самом деле, все эти чиновники — это пустые болтуны, которые не делают ничего полезного, но Хлестаков, не зная о них ничего конкретного, поддерживает видимость их ценности.
5. Чиновники средней руки
Хлестаков описывает также чиновников более низкого ранга, говоря о них как о «простых, но честных людях». Этот момент особенно интересен, потому что Хлестаков, несмотря на свою пустоту, находит способы сыграть на чувствах гордости и самодовольства людей, которые зависят от него. Он утверждает, что даже на низших уровнях все работает «отлично», и такие люди точно «заслуживают внимания».
6. Общий тон письма
В письме Хлестаков использует несколько приемов, чтобы манипулировать восприятием чиновников:
Он активно преувеличивает достоинства всех местных служащих.
Он использует избитые фразы, чтобы создать видимость глубокой осведомленности.
Он подчеркивает важность «порядка» и «усердия», что в контексте пьесы, где все чиновники занимаются взяточничеством и коррупцией, создает яркий контраст.
Ирония Гоголя
Гоголь в этой части пьесы мастерски использует иронию. Мы знаем, что в реальности все чиновники — это жалкие, ничем не примечательные личности. Но в восприятии Хлестакова, который не знает города, они — «образцы добродетели» и «мудрости». Это подчеркивает одну из главных тем пьесы: вся система власти и чиновничества насквозь прогнила и лишена всякой реальной ценности. Хлестаков, в свою очередь, находит ключ к манипуляции с этим миром через лесть, обман и подчеркивание внешней видимости благополучия.
Заключение
Таким образом, письмо Хлестакова — это яркий пример того, как он использует свой статус и манипулирует людьми. Гоголь с помощью этого письма рисует сатирический портрет не только самого Хлестакова, но и всей системы, где честность и реальное усердие чиновников — лишь мнимая ценность.