как реплики и поведение слушателей подогревают и усиливают ложь хлестакова

В пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» Хлестаков, главный персонаж, — это ловкач, пустослов и вымышленный «ревизор», который в силу случайных обстоятельств оказывается в маленьком российском провинциальном городке. Его действия и поведение оказываются связаны с тем, что все окружающие, в том числе и чиновники города, создают для него образ «великого человека», поддерживают и подогревают его ложь. Поведение и реплики слушателей и обитателей города играют ключевую роль в том, чтобы ложь Хлестакова становилась всё более масштабной и неукротимой. Вот как это происходит:

1. Ожидание власти

Многие персонажи пьесы находятся в состоянии тревожного ожидания ревизора. Они боятся, что правительство может сделать проверку их деятельности, и каждый из них по-своему скрывает свои недостатки и пороки. В этом контексте, когда Хлестаков, ошибочно принятый за ревизора, начинает рассказывать нелепые истории, никто не решается его опровергать. Напротив, они подогревают ложь, потому что надеются на его «милость» и «покровительство».

  • Реплики Анны Андреевны (матери Хлестакова): она говорит о том, что его слова — это «глубокомысленные» вещи, что «он такой умный», и в итоге она, как и многие другие, начинает верить в его статус. Таким образом, её восхищение Хлестаковым усиливает его самоуверенность и желание дальше лгать.

2. Лесть и подхалимаж

Когда Хлестаков вступает в контакт с различными чиновниками города, все они начинают лгать ему в ответ, с целью расположить его к себе. В них просыпается желание угодить, так как они верят, что от него зависит их благосостояние или продвижение по службе.

  • Городничий: он поддается на ложь Хлестакова, потому что боится последствий возможной ревизии. В попытке угодить ему и показать свою важность, он отказывается от всякой логики и здравого смысла. Это приводит к ещё большей уверенности Хлестакова в своём статусе. В одном из диалогов городничий говорит: «Он, видно, приехал из Петербурга, значит, он — большой человек, а раз так, то нужно его принять как должное».

  • Реплики других чиновников (например, судьи, учителя, попа): они наигранно восхищаются «величием» Хлестакова, что вызывает у него удовлетворение и толкает на ещё большую ложь. Каждый из этих людей выражает свою благодарность или восхищение, по сути строя перед ним спектакль лести. Например, судья сразу же вешает на Хлестакова ярлык важного лица, одобряя даже самые нелепые его слова.

3. Саморазвитие лжи через слухи

Ложь Хлестакова начинает обрастать новыми деталями и слухами. Когда он сам не может поддерживать этот образ, другие начинают додумывать за него. Например, слухи о том, что Хлестаков якобы распорядился об увольнении некоторых людей, становятся каноническими и принимаются за чистую монету. Реплики горожан о том, что Хлестаков «сложный человек» и «странный, но с характером», помогают распространяться мифу о его необыкновенных способностях.

4. Взаимное усиление лжи

Поначалу Хлестаков, возможно, сам не осознаёт, как далеко заходит его ложь. Он просто играет свою роль, не отдавая себе отчёт в том, что она превращается в нечто большее, чем он сам. Однако все, кто его окружает, делают всё, чтобы укрепить этот образ. Каждый из них добавляет к его лжи элементы, которые делают её всё более правдоподобной.

  • Горячий энтузиазм чиновников: К примеру, когда Хлестаков рассказывает, что он недавно обедал с великими людьми, они не только верят ему, но и усиливают этот образ, потому что хотят быть частью «великого мира». Так, они рискуют потерять свою репутацию, если окажется, что они не поддерживали «ревизора», и настаивают на его важности.

5. Взаимные ожидания и страхи

Ложь Хлестакова усиливается не только лукавыми репликами, но и страхом горожан перед властью. Чиновники, боясь ответственности и наказания, начинают верить в то, что перед ними действительно «властелин», и всё, что он говорит, кажется им истиной. Хлестаков же начинает верить в этот миф о себе и находит всё новые способы усилить эту ложь. Так, например, он начинает говорить совершенно абсурдные вещи, типа «я могу всё, мне всё позволено», и никто из окружающих не смеет усомниться в этих словах.

6. Комедийный эффект ложного культа личности

Зрители понимают, что Хлестаков, как человек, абсолютно не способный на реальную деятельность, и его ложь — это результат совместных усилий всех тех, кто его окружает. Комедийный эффект рождается из того, что этот маховик лжи, развернувшись, начинает работать самостоятельно. Гоголь мастерски играет с этой темой, показывая, как один человек может стать объектом поклонения и страхом для целого города, если все вокруг хотят в это верить.

Заключение

Поведение и реплики окружающих подогревают ложь Хлестакова, превращая её в своего рода коллективный миф, который укрепляется с каждым новым подтверждением и добавлением деталей. Каждый человек в пьесе, начиная с городничего и заканчивая последним чиновником, играет свою роль в этом процессе, подтверждая и усиливая вымышленную личность Хлестакова. Комедия заключается не только в абсурдности ситуации, но и в том, как быстро ложь превращается в реальность для всех участников.

Scroll to Top

Карта сайта