какие сословные ограничения действовали в начале 18 века при поступлении в учебные заведения

В начале XVIII века в России система образования была еще на стадии своего формирования, и учебные заведения, особенно высшие, были доступны далеко не всем сословиям. Основные сословные ограничения при поступлении в учебные заведения того времени можно рассматривать через призму социальной и политической структуры Российской империи того времени, а также через развитие образовательной системы, которая в этот период претерпела значительные изменения. Для того чтобы понять ограничения, нужно рассмотреть несколько аспектов.

1. Структура общества в начале XVIII века

На рубеже XVII-XVIII веков Россия была сословным обществом, где чётко различались привилегированные и непривилегированные группы населения. Главными сословиями в то время были:

  • Дворяне (служилые люди, владеющие землёй и исполняющие государственные функции).

  • Крестьяне (прикреплённые к земле, не имели прав на образование).

  • Мещане (городские низы, тоже не имели доступа к образовательным учреждениям, если не были лично заинтересованы в обучении).

  • Рабочие и слуги (имели самые ограниченные права и доступ к образованию).

2. Сословные ограничения в образовании

На начальном этапе XVIII века Россия не имела ещё в достаточной степени сформированного государственного школьного образования, но уже начали развиваться учебные заведения для подготовки госслужащих, офицеров и духовенства. Из этого контекста и возникали сословные ограничения.

2.1. Военные учебные заведения

Один из важнейших образовательных институтов, который активно развивался в этот период, — это Военная школа (позже ставшая военными академиями). Эти учебные заведения были открыты для дворян, так как именно дворяне служили в армии и занимали важные государственные должности. В середине XVIII века, например, были учреждены военные училища для подготовки офицеров, такие как Школа математических и навигацких наук (с 1701 года) и Гарвардская школа инженерии. Здесь действовали строгие сословные барьеры, и только дворяне могли рассчитывать на места в этих учебных заведениях.

2.2. Духовные учебные заведения

В начале XVIII века существовали различные духовные училища, монастыри и академии, такие как Киевская духовная академия (1701) и Славяно-греко-латинская академия (1687), которые готовили священников и учёных. В эти учебные заведения принимались только представители духовенства и дворянства, часто только мужчины, поскольку женщины вообще не имели права на образование в этот период. Стоит отметить, что духовенство было важным источником знаний и просвещения в российской империи, и церковные учебные заведения играли ключевую роль в образовании.

2.3. Училища для детей дворян

Гимназии и школы для детей дворян также были достаточно ограничены по своему составу. Обучение в этих учреждениях было привилегией дворянского сословия, которое не только обеспечивало свои детей знаниями, но и пыталось получить доступ к госслужбе. Дети крестьян и мещан в большинстве случаев не имели доступа к таким учреждениям. Хотя в некоторых случаях, особенно в более развитых регионах, мещане и даже крестьяне могли участвовать в образовательных процессах, доступ к официальным учебным заведениям для них был очень ограничен.

2.4. Преобладание латинского языка и философии

На рубеже XVII-XVIII века Россия активно заимствовала европейские образовательные традиции, что влияло на состав и содержание учебных заведений. Образование было ориентировано на латинский язык, философию и религиозные учения. Однако так как эти дисциплины часто преподавались в монастырях и при поддержке дворянства, то доступ к знаниям был ограничен для низших слоёв населения, а в особенности для крестьян.

3. Препятствия для крестьян и мещан

Большинство крестьян в начале XVIII века были полностью оторваны от систематического образования, так как не имели права на доступ в учебные заведения. Образование было направлено преимущественно на подготовку молодых людей к службе в армии или на государственной службе, и, следовательно, только дворяне и некоторые из богатых мещан могли рассчитывать на получение образования.

В отличие от дворян, крестьяне не имели ресурсов для оплаты образования (если оно даже было доступно), а государственная поддержка образования для крестьян была минимальной. Таким образом, крестьянство было почти полностью исключено из образовательных процессов того времени.

4. Женщины и образование

Для женщин в начале XVIII века доступ к образовательным учреждениям был крайне ограничен. За редкими исключениями, такие как дочери дворян, образование для женщин в России было редким и часто зависело от статуса семьи. Женщины из крестьянских или мещанских семей почти не имели доступа к образованию в государственных учреждениях.

Некоторые дворянки могли получать частное обучение в семьях или в домах наставников, но в основном это было домашнее образование, которое часто включало только основы чтения, письма и работы по дому. Исключения составляли такие случаи, как Екатерина II, которая сама имела широкие знания, несмотря на то, что женское образование было крайне ограничено в тот период.

5. Реформации Петра I

Петр I сыграл ключевую роль в модернизации образования, особенно в создании образовательных учреждений для подготовки специалистов для работы в армии и на госслужбе. Однако реформы Петра ограничивали доступ к образованию по сословному принципу. Известно, что Петр активно открывал новые учебные заведения, но основной акцент был сделан на дворянство и на подготовку кадров для государственной службы.

Одной из таких реформ было создание Петербургской академии наук в 1724 году, а также сухопутных и морских учебных заведений для подготовки офицеров. Эти учебные заведения в первую очередь служили интересам дворянского сословия и служили подготовкой для участия в госуправлении и армии.

6. Позиция государства и церковные ограничения

Церковь играла ключевую роль в формировании образовательных стандартов, особенно в ранний период XVIII века. Церковные учебные заведения ограничивали возможности получения образования для неспособных платить или служить интересам церкви. Это также добавляло социальную изоляцию для крестьян и мещан.


В целом, в начале XVIII века в России образовательная система была строго социально дифференцирована. Дворяне, как привилегированное сословие, имели доступ к образованию, которое служило подготовкой для службы в армии, госслужбе и духовенстве. Крестьяне и мещане в основном оставались за пределами официального образования, что означало их ограниченные возможности для карьерного роста и социального продвижения.

Scroll to Top

Карта сайта