что такое овз у детей

ОВЗ у детей — это аббревиатура, которая расшифровывается как «ограниченные возможности здоровья». Это термин, который используется для описания состояния детей с различными заболеваниями и нарушениями, которые оказывают влияние на их физическое, психическое, умственное развитие или социальную адаптацию. ОВЗ не является диагнозом, а скорее характеристикой состояния здоровья ребёнка, когда его возможности в каком-то аспекте развития или жизнедеятельности ограничены. ОВЗ может проявляться по-разному, и причина, по которой ребёнок попадает в эту категорию, может быть связана с разнообразными медицинскими или психолого-педагогическими факторами.

1. Какие нарушения могут быть у детей с ОВЗ?

ОВЗ охватывает несколько категорий нарушений, которые можно условно разделить на группы:

1.1. Физические нарушения (например, заболевания органов и систем):

  • Двигательные нарушения — дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь проблемы с координацией движений, нарушениями осанки, двигательными расстройствами, такими как паралич, нарушение функции конечностей, различные формы церебрального паралича.

  • Зрительные нарушения — это слепота, слабовидение, астигматизм, миопия, дальнозоркость, косоглазие.

  • Слуховые нарушения — глухота, тугоухость или частичная потеря слуха.

  • Нарушения речи — дизартрия, заикание, различные формы дислексии.

  • Дыхательные или сердечно-сосудистые заболевания — иногда заболевания сердца или лёгких могут ограничивать физическую активность ребёнка и его возможности в обучении.

1.2. Психические и умственные нарушения:

  • Задержка психического развития (ЗПР) — когда ребёнок отстаёт от сверстников в интеллектуальном и/или эмоционально-психическом плане.

  • Интеллектуальные нарушения — например, умственная отсталость разной степени выраженности (легкая, умеренная, тяжёлая).

  • Поведенческие и эмоциональные расстройства — это могут быть депрессии, тревожные расстройства, аутизм, шизофрения, синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ), и другие.

1.3. Комбинированные нарушения:

  • Это сочетание различных нарушений, например, физическая инвалидность в сочетании с интеллектуальными расстройствами или эмоциональными проблемами.

1.4. Нарушения в обучении:

  • Дети с ОВЗ могут сталкиваться с трудностями в обучении, даже если у них нет значительных проблем с интеллектом. Это могут быть расстройства внимания, памяти, способности к обучению и восприятию информации.

2. Как определяются ОВЗ?

ОВЗ у детей определяется на основе комплексного обследования, включающего медицинское, психолого-педагогическое и социальное исследование. Это может включать:

  • Медицинские осмотры и диагностика — обследование у врачей разных специальностей (невролог, ортопед, психиатр, офтальмолог, лор и т.д.).

  • Психолого-педагогическое обследование — оценка интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей ребёнка с помощью тестов, наблюдений и консультирования.

  • Социальная адаптация и поведение в коллективе — как ребёнок взаимодействует с окружающими, его способности к социализации.

Основные этапы диагностики:

  1. Многоуровневое обследование (врачами разных профилей).

  2. Оценка уровня и типа нарушений (при необходимости может быть создана комиссия).

  3. Разработка индивидуального плана реабилитации и обучения.

3. Какова роль образования для детей с ОВЗ?

Особенности обучения детей с ОВЗ предполагают создание условий, которые максимально способствуют развитию их способностей и возможностей:

  • Индивидуальные образовательные программы — они разрабатываются для каждого ребёнка в зависимости от его потребностей. Это позволяет более точно учитывать его способности и темпы усвоения материала.

  • Специальные образовательные учреждения — в случае тяжёлых нарушений здоровья, возможно обучение в специализированных школах или учреждениях для детей с ограниченными возможностями. Эти школы имеют особую инфраструктуру, адаптированные методики обучения.

  • Инклюзивное образование — одна из тенденций современной системы образования. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ОВЗ в обычных школах с интеграцией в общий образовательный процесс, но с индивидуальной поддержкой.

4. Как поддерживается ребёнок с ОВЗ в жизни?

  • Психологическая помощь — дети с ОВЗ могут испытывать трудности в социальном взаимодействии и адаптации. В таких случаях важна работа психологов и педагогов, а также помощь семьи.

  • Медицинская реабилитация — это мероприятия, направленные на восстановление или улучшение функций организма ребёнка, такие как физиотерапия, логопедическая помощь, массажи, занятия с дефектологами.

  • Социальная поддержка — социальные работники и педагоги помогают интегрировать ребёнка в общество, обучают его социальным навыкам и способам взаимодействия с окружающими людьми.

5. Важность семьи в жизни ребёнка с ОВЗ

Семья играет ключевую роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Это поддержка, забота и внимание, которые помогают ребёнку справляться с трудностями, с которыми он сталкивается, а также создают условия для его нормального развития в рамках возможных ограничений.

Роль родителей в этом процессе огромна:

  • Они обеспечивают постоянное наблюдение за состоянием здоровья ребёнка.

  • Помогают организовывать реабилитационные мероприятия.

  • Обеспечивают эмоциональную поддержку.

  • Стремятся создать такие условия для обучения, которые позволят ребёнку максимально раскрыть свой потенциал.

6. Заключение

ОВЗ у детей — это комплексная категория, охватывающая различные виды нарушений, которые могут касаться физического, психического, умственного развития или социального функционирования. Важно помнить, что дети с ОВЗ могут вести полноценную жизнь, развиваться и учиться, если им предоставляются необходимые условия для этого. Современная система образования, медицина и социальная поддержка создают всё больше возможностей для интеграции таких детей в общество и обеспечения их равных прав с другими детьми.

Scroll to Top

Карта сайта