Орфограмма — это слово или его часть, в которой написание зависит от определённого правила орфографии. Орфограммы — это те места в словах, где необходимо знать, как правильно их писать, применяя конкретные правила. В 2 классе орфография изучается на довольно базовом уровне, и школьники знакомятся с самыми основными орфограммами.
Давайте разберём, что именно изучается в 2 классе, и какие орфограммы входят в программу этого года.
1. Орфограммы с мягким знаком
Мягкий знак в русском языке вызывает много вопросов у учеников, поскольку он бывает не во всех случаях, когда ожидается, и наоборот, в некоторых словах его отсутствие вызывает сомнения. В 2 классе дети учат, когда писать мягкий знак.
Примеры:
Мягкий знак пишется после шипящих в существительных: вишня, сушняк.
Мягкий знак пишется в форме существительных, которые оканчиваются на -ь: день, мель.
2. Орфограммы с разделительными гласными
В русском языке существует ряд слов, в которых нужно правильно поставить разделительный знак. Это касается, в частности, слов, в которых после приставки пишется буква и или е.
Примеры:
весёлая (разделительная гласная – е)
птица (разделительная гласная – и)
3. Орфограммы на правильное написание приставок
Дети учат, когда приставки пишутся с одной или с двумя буквами. Например, раз и рас, без и бес.
Примеры:
раз (отделять приставку раз от корня: развить)
об (когда приставка оканчивается на согласную, которая остаётся в написании, например, образовать).
4. Орфограммы на окончание существительных в родительном падеже
Когда в словах встречаются окончания в родительном падеже существительных, ребёнок должен правильно выбрать нужную букву.
Примеры:
деревни (нужна буква и, так как это родительный падеж от «деревня»)
речки (в родительном падеже множественного числа от «речка»).
5. Орфограммы с безударными гласными
В русском языке есть гласные, которые при написании требуют особого внимания, особенно когда они находятся в безударной позиции. Например, в словах типа дружба, письмо важно не ошибиться в гласной в безударной позиции.
Примеры:
в словах письмо, сказать гласная буква не ударная, но писать нужно именно так.
6. Орфограммы с согласными
Некоторые буквы в словах могут быть изменены в зависимости от того, какая буква стоит рядом. Например, в словах с сочетаниями к или ц, дети учат, как правильно писать такие сочетания.
Примеры:
красный (нужно правильно сочетать согласные звуки, запоминаем написание через к).
царевна (правильно писать через ц).
Подсказка:
Когда учёные и педагоги говорят о «правилах орфографии», это как раз тот набор правил, по которым определяют, когда и какие буквы в словах пишутся. В 2 классе учат и запоминают именно основы этих правил, постепенно давая более сложные задания и углубляя понимание.
Таким образом, орфограммы — это те места в словах, которые нужно запомнить, так как правильное их написание зависит от правил орфографии. В 2 классе основное внимание уделяется базовым орфограммам, связанным с мягким знаком, приставками и гласными.