что такое имя существительное 2 класс презентация школа россии

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет или явление. В русском языке существительные отвечают на вопросы кто? и что?. В 2 классе изучаются основные свойства существительных, их род, число, падежи, а также их роль в предложении.

Давайте разберёмся более подробно, что можно включить в презентацию по теме «Имя существительное» для 2 класса.

1. Определение имени существительного

Имя существительное — это слово, которое обозначает:

  • предметы (например, стол, книга, карандаш),

  • животных (собака, кошка, птичка),

  • людей (мальчик, девочка, учёный),

  • явления природы (солнце, дождь, снег),

  • состояния (радость, страх, счастье).

2. Вопросы, которые задаём существительному

Существительные отвечают на два основных вопроса:

  • Кто? — это вопрос, который задаётся о людях или животных (например, кто пришёл? — мальчик, кто сидит? — кошка).

  • Что? — этот вопрос задаём о предметах или явлениях (например, что на столе? — книга, что за окном? — дождь).

3. Род существительных

Существительные могут быть:

  • Мужского рода (например, мальчик, стол, день).

  • Женского рода (девочка, книга, неделя).

  • Среднего рода (окно, дерево, молоко).

Как определить род существительного?

  • Мужской род обычно имеют существительные, которые заканчиваются на , , (например, брат, дом, день).

  • Женский род обычно заканчиваются на , , (например, сестра, книга, птица).

  • Средний род — существительные, которые заканчиваются на , (например, окно, молоко, море).

4. Число существительных

Существительные могут быть:

  • Единственного числа (один предмет: кошка, стол, карандаш),

  • Множественного числа (несколько предметов: кошки, столы, карандаши).

Как изменяется существительное во множественном числе?

Часто для образования множественного числа добавляется окончание , , , (в зависимости от склонения существительного):

  • Кошка → кошки,

  • Стол → столы,

  • Лист → листья.

5. Падежи существительных

Существительные изменяются по падежам, что позволяет нам использовать их в разных предложениях. В русском языке 6 падежей:

  1. Именительный падеж (кто? что?) — отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Пример: Кошка сидит на столе.

  2. Родительный падеж (кого? чего?) — отвечает на вопрос «кого?» или «чего?». Пример: У меня нет кошки.

  3. Дательный падеж (кому? чему?) — отвечает на вопрос «кому?» или «чему?». Пример: Я дал игрушку кошке.

  4. Винительный падеж (кого? что?) — отвечает на вопрос «кого?» или «что?». Пример: Я вижу кошку.

  5. Творительный падеж (кем? чем?) — отвечает на вопрос «кем?» или «чем?». Пример: Я играю с кошкой.

  6. Предложный падеж (о ком? о чём?) — отвечает на вопрос «о ком?» или «о чём?». Пример: Мы говорим о кошке.

6. Роль существительного в предложении

Существительное в предложении выполняет одну из следующих ролей:

  • Подлежащее — то, о чём говорится в предложении. Например: Мальчик читает книгу.Мальчик — подлежащее.

  • Сказуемое — слово, которое обозначает действие или состояние. Например: Мальчик читает книгу. — здесь читает — сказуемое.

  • Дополнение — существительное, которое уточняет или дополняет смысл сказуемого. Например: Я купил книгу.книгу — дополнение.

  • Обстоятельство — существительное, которое поясняет, как, где или когда происходит действие. Например: Мы гуляем в парке.в парке — обстоятельство.

7. Примеры существительных в разных падежах

  • Именительный падеж: кот, ручка, яблоко.

  • Родительный падеж: нет кота, нет ручки, нет яблока.

  • Дательный падеж: дам коту, дам ручке, дам яблоку.

  • Винительный падеж: вижу кота, вижу ручку, вижу яблоко.

  • Творительный падеж: играю с котом, играю с ручкой, играю с яблоком.

  • Предложный падеж: говорю о коте, говорю о ручке, говорю о яблоке.

8. Задания для закрепления

  • Попросите учеников определить род, число и падеж существительных в предложениях.

  • Задания на определение существительных в тексте.

  • Задания на образование множественного числа существительных.

  • Попросите детей придумать предложения с существительными в разных падежах.

9. Иллюстрации и примеры

Презентация должна быть яркой и наглядной. Можно использовать картинки с животными, предметами, растениями, чтобы показать, что это существительные. Также можно на примере текста «Мальчик купил книгу и ушёл в парк» выделить существительные и указать их падежи, род, число.


Пример слайдов для презентации:

  1. Слайд 1: Название презентации

    • «Имя существительное» (картинка с изображением предметов: книга, кошка, дерево).

  2. Слайд 2: Что такое имя существительное?

    • Определение существительного.

    • Примеры существительных.

    • Картинка с различными предметами (например, животные, растения).

  3. Слайд 3: Вопросы существительным

    • «Кто?» и «Что?».

    • Примеры: Кто? — собака, что? — стул.

  4. Слайд 4: Род существительных

    • Мужской, женский и средний род.

    • Примеры с картинками.

  5. Слайд 5: Число существительных

    • Единственное и множественное число.

    • Примеры: кошка — кошки, стол — столы.

  6. Слайд 6: Падежи существительных

    • Объяснение падежей с примерами.

    • Картинки, показывающие действия.

  7. Слайд 7: Роль существительного в предложении

    • Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство.

    • Примеры предложений.

  8. Слайд 8: Задания для закрепления

    • Упражнения для учеников.

Презентация должна быть визуально понятной, с использованием ярких картинок и простых примеров, чтобы дети могли легко усвоить материал.

Scroll to Top

Карта сайта