какие статьи документа говорят о сохранявшихся на руси пережитках родового строя

Вопрос о пережитках родового строя на Руси является достаточно комплексным и затрагивает ряд историко-правовых, социокультурных и этнографических аспектов. Важно отметить, что родовой строй на Руси, как и в других обществах, имел свои особенности, и многие элементы этого строя сохранялись на разных этапах истории, включая эпоху феодализма, а затем и в период развития Московского государства.

1. Исторический контекст и особенности родового строя на Руси

Родовой строй в древнерусском обществе был основан на родовой общине, где важную роль играли кровные связи, общие традиции и право собственности на землю. Общины были объединены не только кровным родством, но и через общее участие в хозяйственной жизни (например, земледелие, скотоводство). С течением времени, с развитием феодальных отношений и становлением княжеств, элементы родового строя начали трансформироваться, но части его пережитков продолжали существовать в русской деревне и социальной структуре.

Основной основой родового строя было общественное владение землей, а также родовая община как основная ячейка социальной организации. Эти элементы, хотя и подверглись изменениям, сохранились на уровне семейных и земельных отношений, обычаев, а также в культуре и обычном праве.

2. Документальные свидетельства о пережитках родового строя

2.1. Русская Правда

«Русская Правда» — это первый свод норм права Древней Руси, относящийся к XI-XII векам. Этот свод содержит не только юридические нормы, но и различные отголоски родовой и общинной жизни. В частности, внимание стоит обратить на следующие аспекты:

  • Система наказаний и компенсаций за убийства (вира). Вир, или штраф за убийство, был важной частью системы родового правосудия. В древнерусском праве убийство было делом не только индивидуальным, но и семейным, родовым. Род, в котором произошло убийство, был обязан выплатить компенсацию семье жертвы. Эта норма прямо указывает на сохранявшиеся родовые пережитки, где коллективная ответственность (за родственников) еще была важным элементом.

  • Общие имущественные отношения. В «Русской Правде» также упоминаются вопросы общинного владения землей, где земля принадлежала не отдельным людям, а общинам или княжествам, что напоминает элементы родового строя, в котором земля делилась между членами рода.

2.2. Договоры с Византией

В договорах Древней Руси с Византией также содержится информация о социальных и правовых отношениях, имеющих родовую основу. Например, в «Русско-византийских договорах» указывается на существование торговых и военных союзов между родовыми общинами, где коллективная ответственность оставалась важным элементом.

2.3. Местные своды права и народные обычаи

С развитием феодализма, уже в XIV-XV веках, все более выраженными становились элементы крепостного права, однако на местах, в деревнях и среди крестьян, продолжали сохраняться родовые обычаи, в том числе организация труда и владения землей. Эти традиции часто фиксировались в местных сводах права, так называемых «статутных книгах» или других юридических документах.

Примером таких документов являются судебники: «Судебник Ивана III», «Судебник Василия III». Эти документы свидетельствуют о переходе от родового строя к феодальной организации, но в то же время их положения не исключают полного воздействия родовых традиций на повседневную жизнь крестьян.

2.4. Крестьянские обычаи и бытовые нормы

Многие пережитки родового строя сохранялись в повседневной жизни крестьянских общин. Это касалось, например, вопросов брака, наследования, и даже распределения земли. В ряде случаев, например, в XIX веке, сохранялись элементы обычаев родового порядка, когда раздел земли, которая передавалась по наследству, не происходил по чисто юридическим правилам, а учитывался родовой элемент.

3. Этнографические данные о пережитках родового строя

Этнографические исследования XIX—XX веков, включая работы таких ученых, как В.М. Бенашвили, В.Я. Преснякова, Н.Я. Марра и других, отмечают следы родового строя в крестьянских общинах, где сохранялись традиции коллективного труда, общинного владения землей, а также элементы родовой общности в культовых и бытовых аспектах.

  • Семейная структура и наследственные практики. В некоторых регионах, например, в центральной и северной Руси, сохранялись привычки, при которых земля переходила по наследству не к одному человеку, а к семье или роду в целом. Это напоминало родовой способ наследования, где вся семья или род использовали земельные участки в общих интересах.

  • Родовые обряды и традиции. В деревнях часто сохранялись различные родовые обряды, связанные с праздниками, похоронами, свадьбами, которые нередко связывались с культами предков. Это также является пережитком родового строя, поскольку основное внимание уделялось не только индивиду, но и целому роду, общине.

4. Прямые и косвенные свидетельства о пережитках родового строя в поздней Руси и Российской империи

В течение долгого времени, несмотря на развитие феодализма, многие элементы родового строя сохранялись, и не всегда они были зафиксированы в официальных документах. Однако косвенные свидетельства этих пережитков можно найти в:

  • Социальной структуре крестьянства: В крестьянских общинах сохранялась коллективная ответственность за правонарушения, хозяйственные вопросы решались на общинных сходах, а земля делилась между семьями по родовому принципу.

  • Элементы традиционного права: В некоторых случаях, например, в южных губерниях России, продолжали действовать пережитки родовых норм, касающиеся коллективной ответственности и наследования, которые не имели прямого отношения к феодальным отношениям.

5. Заключение

Прежние родовые порядки, несмотря на изменения, которые происходили в истории России (от перехода к феодализму и становления централизованного государства до крестьянской реформы XIX века), сохранялись в виде множества обычаев и правовых норм, которые в той или иной форме оказывали влияние на повседневную жизнь населения. Данные о пережитках родового строя можно встретить в таких источниках, как «Русская Правда», договоры с Византией, местные судебники, а также в этнографических исследованиях. Эти пережитки были заметны в семье, наследственных практиках, системе общественного труда и землевладении.

Задача историков и правоведов заключается в том, чтобы четко разделить элементы родового строя, которые оставались неосознанными пережитками, от более поздних, уже полностью феодальных и буржуазных структур, определяя, какие из этих элементов существовали и как трансформировались с течением времени.

Scroll to Top

Карта сайта