какие виды общения бывают обществознание

Общение в обществознании рассматривается как один из важнейших социальных процессов, который включает в себя обмен информацией, мыслями, чувствами и мнениями между людьми. Важно понимать, что общение может быть не только вербальным, но и невербальным, а также оно может происходить в разных контекстах и через различные каналы. Рассмотрим виды общения более детально:

1. По форме общения:

1.1. Вербальное общение

Это общение, основанное на использовании языка, слов и предложений для передачи информации. Вербальное общение делится на:

  • Устное общение: Это общение в процессе устной речи, например, диалоги, беседы, лекции, обсуждения. Устное общение может быть как личным, так и в группе.

  • Письменное общение: Это общение, происходящее через письменные сообщения, например, письма, сообщения, электронные письма, документы, сообщения в соцсетях и прочее. Письменное общение обладает возможностью записи и может быть более формализованным.

1.2. Невербальное общение

Это общение, в котором основное внимание уделяется не словам, а жестам, мимике, позам, интонации и другим физическим знакам. Невербальное общение может включать:

  • Жесты: Подразумевают движения рук, тела, головы, которые могут передавать разные эмоциональные и смысловые оттенки.

  • Мимика: Выражения лица, которые играют ключевую роль в передаче эмоций и чувств.

  • Позы и движения тела: Например, наклон головы, перекрещенные руки, положение ног могут указывать на открытость или закрытость в общении.

  • Интонация и голосовые особенности: Это важные аспекты общения, как, например, громкость, тон, тембр, которые могут значительно изменить смысл сказанного.

1.3. Смешанное общение

Это сочетание вербального и невербального общения. Большинство повседневных коммуникаций происходит именно в такой форме, где слова подкрепляются жестами, выражениями лица и интонациями.


2. По содержанию общения:

2.1. Деловое общение

Это форма общения, которая происходит в рамках профессиональной деятельности, направлена на достижение конкретных целей, обмен информацией в рабочих и организационных контекстах. Включает:

  • Переговоры: Процесс обмена мнениями для достижения соглашения или решения проблемы.

  • Рабочие совещания: Формальные и неформальные встречи с целью обсуждения задач и принятия решений.

  • Официальная переписка: Письменное общение, которое имеет официальную природу, например, деловые письма и электронные сообщения.

2.2. Личное общение

Это общение между людьми, основанное на личных интересах, чувствах и эмоциях. Например:

  • Друзья и семья: Включает беседы, совместное времяпрепровождение, обсуждение личных проблем и радостей.

  • Романтические отношения: Особая форма общения, где важную роль играют чувства, эмоции, интимные разговоры.

2.3. Информационное общение

Этот тип общения связан с передачей и получением информации. Основная цель — обмен знаниями и фактическими данными. Пример: лекции, интервью, презентации.

2.4. Рекреационное (развлекательное) общение

Этот тип общения направлен на отдых, развлечение и снятие стресса. Сюда относятся общения на тему хобби, увлечений, развлечений, общение с целью получения удовольствия, расслабления.


3. По направленности общения:

3.1. Интерактивное общение

Этот тип общения включает взаимодействие между людьми, в ходе которого стороны оказывают влияние друг на друга. Это активное участие каждого в коммуникационном процессе, например, в диалоге, обсуждении.

3.2. Рефлексивное общение

В этом случае общение направлено не столько на передачу информации, сколько на самопознание и осознание собственных мыслей, чувств и переживаний. Человек может рефлексировать, например, по поводу происходящего разговора или ситуации.

3.3. Монологическое общение

В этом случае один человек излагает свои мысли, идеи или информацию, а другой лишь воспринимает это. Пример — лекция, выступление, презентация.

3.4. Диалогическое общение

В отличие от монолога, в диалоге обе стороны активно обмениваются множеством реплик, выражают мнения и обсуждают различные темы. Это тип общения, который характерен для большинства повседневных ситуаций.


4. По количеству участников:

4.1. Межличностное общение

Это общение между двумя или несколькими людьми, например, разговоры с друзьями, коллегами, знакомыми. Этот тип общения может быть как формальным, так и неформальным.

4.2. Групповое общение

Этот тип общения происходит в группе людей и может включать совместную работу, обсуждения, коллективные решения. Важно, что в группах общение будет носить более широкий, многослойный характер, где каждый участник может оказывать влияние на других.

4.3. Массовое общение

Это общение, в котором участвует большое количество людей. Например, телевидение, радио, социальные сети. Один человек или группа людей передают информацию широкому кругу людей.


5. По степени формальности общения:

5.1. Формальное общение

Это общение, которое регулируется официальными нормами и правилами. Например, общение на работе, в государственных органах, в образовательных учреждениях.

5.2. Неформальное общение

Это общение, которое происходит без строгих правил и норм. Например, общение с друзьями, семьей, коллегами в неформальной обстановке.


6. По цели общения:

6.1. Познавательное общение

Цель этого общения — обмен знаниями, обучающий процесс, получение информации. Это может быть общение на лекции, семинаре, в классе, а также при изучении нового материала.

6.2. Манипулятивное общение

Цель этого общения — повлиять на мнение или поведение другого человека. Например, в рекламе или политической пропаганде используются манипулятивные техники для формирования мнений и поведения людей.

6.3. Эмоциональное общение

Здесь цель — передача и восприятие эмоций. Это может быть поддержка, сострадание, выражение чувств в дружеской беседе или в отношениях.


Заключение

Общение — это многогранный и сложный процесс, который невозможно полностью охватить в одном ответе, так как оно всегда зависит от контекста, цели, участников и множества других факторов. Важно помнить, что эффективное общение требует не только способности ясно выражать мысли, но и умения слушать, понимать невербальные сигналы, а также адаптировать стиль общения в зависимости от ситуации.

Scroll to Top

Карта сайта