как называли правителя в китае

В Китае правителей традиционно называли «Император» (кит. 皇帝, huángdì), но это слово имеет гораздо более глубокие исторические корни и специфические значения. Прежде чем перейти к деталям, давай рассмотрим основные аспекты титулов и обязанностей китайских правителей.

1. Император (皇帝, huángdì)

Император был верховным правителем Китая, носителем власти, который символизировал единство страны, её суверенитет и божественное право на правление. Этот титул был официально введен в 221 году до н. э. во время правления первого императора династии Цинь Шихуанди. До этого времени титулы правителей варьировались.

История титула «император»:

  • Цинь Шихуан (秦始皇, Qín Shǐhuáng) в 221 году до н. э. стал первым правителем, который объединил все китайские царства в одну империю. Он принял титул «huangdi», который символизировал, что он был не просто царем, но и «Владыкой поднебесных» — то есть правителем, которому подвластна вся вселенная.

  • Это слово «皇帝» было создано как комбинация двух символов:

    • «皇» (huáng) — «император», который может означать и «верховного бога», и «светлое, великое существо».

    • «帝» (dì) — традиционный титул для царей, который также может означать божественное начало.

С тех пор титул «император» использовался для всех правителей Китая, независимо от династии.

2. Титулы и функции китайских правителей до «императора»

До установления титула «император» китайские правители использовали другие титулы, в зависимости от времени и политической ситуации. Эти титулы часто изменялись в зависимости от местных и региональных традиций. Вот несколько ключевых:

  • Царь (王, wáng) — титул для правителей мелких государств и династий. Цари правили до объединения Китая под властью Цинь Шихуанди, после чего титул «царь» стал использоваться реже.

  • Гун (公, gōng) — титул для князей или высокопоставленных аристократов. Он использовался в период ранних династий, таких как Чжоу.

  • Тяньцзи (天子, tiānzǐ) — «Сын Неба». Это был особый титул, которым называли императора в классовой и философской концепции Китая, где считалось, что император — это божественно избранное существо, наделенное благосклонностью Неба (Тянь), которое делегирует ему право править землей. Таким образом, титул «Тяньцзи» подчеркивал концепцию «Мандата Неба» (天命, tiānmìng), что означает, что власть императора законна и дана свыше.

3. Мандат Неба (天命, tiānmìng)

Это была концепция, согласно которой правитель Китая считался легитимным, пока он обеспечивал справедливое и мудрое правление. Если правитель терял этот мандат (например, из-за бедствий, внутренних конфликтов, коррупции или несправедливости), считалось, что Небо отняло у него право править, и началась династийная перемена. Это было важным основанием для изменения правителей и династий в китайской истории.

4. Другие титулы и почести

Внутри императорского двора использовались и другие титулы, отражающие социальную иерархию:

  • Тай-цзун (太宗, Tàizōng) — почетный титул для императора, который знаменует его великие достижения.

  • Тай-цзи (太极, Tàijí) — титул для основателей некоторых династий.

  • Чжуншэн (忠生) — титул, применяемый для высоких чиновников, часто используемый в отличие от почетных титулов для императоров.

5. Названия правителей в разных династиях

В разных исторических периодах китайские правители также могли иметь дополнительные титулы, специфичные для той или иной династии.

  • Династия Тан (618–907): правители имели титул «Император» (皇帝), но также использовали титул «Цзун» (宗), что подчеркивало их связь с предками.

  • Династия Мин (1368–1644): императоры были известны как «Сын Неба», и традиционно правители были связаны с концепцией сохранения гармонии в обществе через их прямую связь с божественной силой.

  • Династия Цин (1644–1912): маньчжурские императоры использовали титул «Император» и считались продолжателями мандата Неба, но в их культуре также было важным различие между «Владыкой Неба» и тем, кто был «вождем» всего населения, изначально завоевавшего Китай.

6. Власть и обязанности императора

Император был не только политическим и военным лидером, но и духовным вождем, связывающим землю и небо. Его обязанностью было обеспечивать гармонию в империи, поддерживать порядок, защищать народ и следить за тем, чтобы земля была плодородной и страна процветала. Это могло включать как военные походы, так и строительство инфраструктуры.

Пример: император как «Сын Неба»

Согласно философии конфуцианства, император был не просто мирским правителем, но и хранителем морального порядка в обществе. Он был ответственен за соблюдение канонов и порядка, установленных Небом. Это понимание влиялось на представления китайцев о роли правителя как связующего звена между людьми и высшими силами.


Так что китайский титул «император» вобрал в себя не только политическую власть, но и глубоко духовные, культурные и философские элементы, играя важную роль в китайской исторической мысли.

Scroll to Top

Карта сайта