какой государственный идеал был у ивана 4 и с помощью чего он хотел его добиться

Государственный идеал Ивана IV Грозного был тесно связан с представлениями о сильной централизованной самодержавной власти, божественном праве царя и мессианской роли России как «Третьего Рима». Его идеал строился на идее, что царь — это не просто правитель, а помазанник Божий, стоящий над всеми сословиями и органами власти, включая боярство и церковь. Ниже подробно описан этот идеал и средства, с помощью которых Иван IV стремился его достичь.


1. Государственный идеал Ивана IV

а) Самодержавие

  • Иван IV видел идеальное государство как централизованную монархию, где вся власть сосредоточена в руках царя.

  • Он считал, что только сильная неограниченная власть может обеспечить порядок, стабильность и защиту государства от внешних и внутренних врагов.

  • Для Ивана Грозного царь — это абсолютный властитель, ответственный только перед Богом.

б) Россия — Третий Рим

  • Идеология «Москва — Третий Рим» (первый — Рим, второй — Византия) утвердилась при Иване III, но при Иване IV получила политическое наполнение.

  • Иван IV ощущал себя наследником византийских императоров, а Россию — оплотом истинного православия и центра всего христианского мира.

  • Отсюда — стремление к религиозному единству, борьба с ересями и униатством, а также военная экспансия на восток.

в) Унификация и централизация

  • В идеале Ивана IV не должно быть автономных княжеств, удельных земель и независимого боярства.

  • Государство должно быть единым и централизованным, управляемым через вертикаль власти с царем на вершине.

г) Подчинение всех институтов царской власти

  • Боярская дума, дворянство, церковь, города — все должны быть подчинены царю.

  • Иван стремился создать государство-службу, где каждый обязан служить царю и государству, иначе он — враг.


2. Средства достижения идеала

а) Принятие царского титула (1547)

  • Иван IV первым из русских правителей венчался на царство по византийскому обряду.

  • Это усилило его авторитет как помазанника Божия и поставило его выше всех других князей и правителей.

  • Титул царя подчеркивал божественное происхождение власти и суверенитет России.

б) Избранная рада (1549–1560)

  • Это был неофициальный круг советников, с которым Иван IV проводил реформы.

  • В этот период были проведены важные реформы, направленные на централизацию и упорядочение управления:

    • Создание приказной системы (органы центральной власти);

    • Судебник 1550 года — упорядочение законодательства;

    • Военная реформа — формирование стрелецкого войска;

    • Земская реформа — ограничение власти местных феодалов.

в) Опричнина (1565–1572)

  • Главный и самый противоречивый инструмент укрепления самодержавия.

  • Иван разделил страну на земщину (традиционная территория с Боярской думой) и опричнину (личный удел царя с особым войском — опричниками).

  • Цель опричнины:

    • Уничтожить политическую оппозицию (в первую очередь бояр);

    • Устранить возможность восстаний и сепаратизма;

    • Подчеркнуть неограниченность царской власти;

    • Запугать элиту и добиться безусловного подчинения.

  • Методы: массовые репрессии, казни, конфискация земель, террор (особенно яркий пример — Новгородский погром 1570 года).

г) Военные завоевания

  • Иван IV стремился расширить территорию государства и утвердить своё могущество:

    • Завоевание Казанского ханства (1552), Астраханского (1556), попытка взятия Сибири;

    • Тем самым Иван добивался унификации под властью православного царя новых народов и территорий.

    • Попытка выйти к Балтийскому морю (Ливонская война) — реализация идеи «империи».

д) Контроль над церковью

  • Хотя Иван IV поддерживал православие, он стремился ограничить власть церкви.

  • При нём был проведён Стоглавый собор (1551), который упорядочил церковную дисциплину, но и усилил зависимость духовенства от светской власти.

  • Иван вступал в конфликты с митрополитом Филиппом, выступившим против опричнины — Филипп был свергнут и убит.

е) Пропаганда и идеология

  • Иван активно использовал переписку с западными правителями, публицистику, религиозные трактаты для обоснования своего самодержавия.

  • В переписке с князем Курбским он отстаивал своё право на абсолютную власть, аргументируя это Божьим предназначением царя.


3. Итоги и противоречия

  • Иван IV действительно сумел создать основу централизованного государства, разрушив удельную раздробленность и подчинив боярство.

  • Однако его методы (особенно опричнина) привели к демографическому и экономическому упадку, дестабилизации страны и последующему Смутному времени.

  • Его правление стало поворотным моментом в русской истории, после которого идея самодержавия укрепилась как основа российской государственности, но цена за это оказалась чрезвычайно высокой.


Если нужно, могу составить сравнительную таблицу: идеал vs. реальность или описать взгляды современников и историков на политику Ивана IV.

Scroll to Top

Карта сайта