несколько подходов к определению подотраслей финансового права

Подотрасли финансового права — это специфические разделы финансово-правовой науки и практики, которые развиваются и формируются в зависимости от целей, объектов и субъектов регулирования в финансовой сфере. Разделение финансового права на подотрасли представляет собой попытку систематизировать различные аспекты регулирования финансовых отношений и выделить ключевые сферы, в которых возникают специфические правовые нормы.

Существует несколько подходов к определению и классификации подотраслей финансового права, каждый из которых имеет свои особенности, акценты и основан на различных критериях.

1. Классификация по субъектам регулирования

Один из наиболее распространенных подходов — выделение подотраслей на основе субъектов финансовых отношений, на которых направлены правовые нормы. В этом контексте подотрасли могут быть связаны с действиями, которые осуществляют те или иные участники финансовых отношений.

  • Государственные финансы (государственное финансовое право) — подотрасль, регулирующая отношения, связанные с использованием финансовых ресурсов государства, в том числе бюджетные, налоговые, внешние заимствования, государственные расходы и т.д.

  • Корпоративные финансы — регулируют отношения, возникающие внутри корпораций и предприятий в сфере финансовых операций, включая вопросы акционерного капитала, финансового планирования, финансового менеджмента.

  • Финансовые рынки и институты — включает в себя регулирование рынка ценных бумаг, страхования, пенсионных фондов, фондовых бирж, а также деятельность финансовых посредников, таких как банки, инвестиционные компании и страховые организации.

2. Классификация по объектам регулирования

В этом подходе подотрасли финансового права выделяются в зависимости от объектов, на которые направлены правовые нормы.

  • Бюджетное право — регулирует процессы формирования, распределения и использования государственных бюджетных средств, а также взаимодействие государственных органов в рамках бюджетного процесса.

  • Налоговое право — охватывает отношения, возникающие в процессе налогообложения, включая правила, касающиеся взимания налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

  • Долговые обязательства и кредитное право — рассматривает правовое регулирование долговых обязательств государства, организаций и частных лиц, включая кредиты, облигации, займы и прочие финансовые инструменты.

  • Инвестиционное право — регулирует отношения, связанные с привлечением капитала в экономику, включая правила выпуска акций, облигаций, а также правовое регулирование частных и государственных инвестиций.

  • Страховое право — регулирует деятельность страховых компаний и отношения, возникающие при заключении страховых договоров, включая виды страхования, права и обязанности сторон, а также регулирование страховых выплат.

3. Классификация по функциональному признаку

Этот подход базируется на функциональной направленности регулирования финансовых отношений, что позволяет выделить подотрасли в зависимости от их роли в экономической системе.

  • Контролирующее (надзорное) финансовое право — включает в себя подотрасли, регулирующие надзор и контроль за финансовой деятельностью, включая право контроля за бюджетными расходами, надзор за финансовыми рынками, защиту прав потребителей финансовых услуг.

  • Оперативно-финансовое право — охватывает отношения, связанные с непосредственно операциями в сфере финансов, такие как установление правил для осуществления финансовых сделок, кредитования, страхования и прочего.

  • Законотворческое право — связано с процессом создания финансовых норм и стандартов, а также с процедурой разработки и утверждения законодательных актов, регулирующих финансовые отношения.

4. Классификация по юридическому статусу норм

Этот подход позволяет выделить подотрасли, исходя из того, какие именно юридические акты регламентируют финансовые отношения.

  • Публичное финансовое право — регулирует те аспекты финансов, которые касаются интересов всего общества, включая бюджетное, налоговое, государственное кредитное право. Это право в основном направлено на управление и регулирование финансовых потоков и ресурсов на уровне государства.

  • Частное финансовое право — касается частных участников финансовых отношений (например, корпораций, физических лиц), регулирование финансовых сделок, договорных обязательств и иных финансовых операций в частном секторе.

5. Классификация по принципам правового регулирования

Некоторые учёные предлагают выделение подотраслей, опираясь на принципы, на которых основано их регулирование.

  • Принцип бюджетной прозрачности (в бюджетном праве) — подразумевает под собой обеспечение публичности и доступности информации о бюджетных процессах, а также принцип подотчетности органов власти в расходовании бюджетных средств.

  • Принцип налоговой справедливости (в налоговом праве) — предусматривает справедливое распределение налогового бремени между различными слоями населения и юридическими лицами с учётом их экономических возможностей.

  • Принцип равенства прав и обязанностей субъектов финансовых отношений (в инвестиционном и корпоративном праве) — заключается в том, чтобы все участники финансовых операций имели равные возможности и обязательства, независимо от их статуса.

6. Классификация по международному праву

В рамках этого подхода рассматриваются финансовые отношения, регулируемые международными соглашениями и договорами, включая нормы международного финансового права.

  • Международное финансовое право — регулирует международные финансовые отношения между государствами, международными организациями и другими участниками. Это могут быть правила, касающиеся международных расчетов, валютных операций, кредитования и заимствования на международных рынках.

  • Международное налоговое право — включает в себя соглашения по избежанию двойного налогообложения и другие международные механизмы, регулирующие налоговые отношения между странами.

Заключение

Подотрасли финансового права могут быть классифицированы по множеству различных признаков в зависимости от целей исследования или практической потребности. Они могут быть выделены по объекту регулирования, субъекту, функциональной роли в экономической системе или по правовому статусу норм. Важно отметить, что данные подходы не являются взаимоисключающими, и подотрасли могут пересекаться в рамках различных классификаций, что делает финансовое право сложной и многогранной областью правовой науки.

Scroll to Top

Карта сайта