Чтобы найти косинус угла между двумя векторами, необходимо использовать формулу скалярного произведения. Я расскажу об этом шаг за шагом и с пояснениями.
1. Формула для косинуса угла между векторами
Косинус угла между двумя векторами amathbf{a} и bmathbf{b} в евклидовой пространстве (например, в двумерном или трехмерном пространстве) можно вычислить с помощью скалярного произведения и длин этих векторов. Формула выглядит так:
cos(θ)=a⋅b∣a∣∣b∣cos(theta) = frac{mathbf{a} cdot mathbf{b}}{|mathbf{a}| |mathbf{b}|}
где:
a⋅bmathbf{a} cdot mathbf{b} — это скалярное произведение векторов amathbf{a} и bmathbf{b},
∣a∣|mathbf{a}| и ∣b∣|mathbf{b}| — это модули (длины) векторов amathbf{a} и bmathbf{b},
θtheta — угол между векторами.
2. Пояснение всех компонентов
2.1. Скалярное произведение
Скалярное произведение двух векторов a=(a1,a2,a3)mathbf{a} = (a_1, a_2, a_3) и b=(b1,b2,b3)mathbf{b} = (b_1, b_2, b_3) в трехмерном пространстве вычисляется по формуле:
a⋅b=a1b1+a2b2+a3b3mathbf{a} cdot mathbf{b} = a_1 b_1 + a_2 b_2 + a_3 b_3
Для двумерных векторов a=(a1,a2)mathbf{a} = (a_1, a_2) и b=(b1,b2)mathbf{b} = (b_1, b_2) формула будет:
a⋅b=a1b1+a2b2mathbf{a} cdot mathbf{b} = a_1 b_1 + a_2 b_2
Суть скалярного произведения заключается в том, что оно связано с проекцией одного вектора на другой, то есть отражает степень их направленности друг к другу.
2.2. Длина вектора
Длина вектора a=(a1,a2,a3)mathbf{a} = (a_1, a_2, a_3) в трехмерном пространстве (или a=(a1,a2)mathbf{a} = (a_1, a_2) в двумерном) определяется как:
∣a∣=a12+a22+a32|mathbf{a}| = sqrt{a_1^2 + a_2^2 + a_3^2}
Для двумерного вектора:
∣a∣=a12+a22|mathbf{a}| = sqrt{a_1^2 + a_2^2}
3. Пример
Допустим, у нас есть два вектора в трехмерном пространстве:
a=(2,3,4)mathbf{a} = (2, 3, 4)
b=(1,0,−1)mathbf{b} = (1, 0, -1)
Шаг 1: Находим скалярное произведение a⋅bmathbf{a} cdot mathbf{b}.
a⋅b=(2)(1)+(3)(0)+(4)(−1)=2+0−4=−2mathbf{a} cdot mathbf{b} = (2)(1) + (3)(0) + (4)(-1) = 2 + 0 — 4 = -2
Шаг 2: Находим длины векторов ∣a∣|mathbf{a}| и ∣b∣|mathbf{b}|.
∣a∣=22+32+42=4+9+16=29|mathbf{a}| = sqrt{2^2 + 3^2 + 4^2} = sqrt{4 + 9 + 16} = sqrt{29}
∣b∣=12+02+(−1)2=1+0+1=2|mathbf{b}| = sqrt{1^2 + 0^2 + (-1)^2} = sqrt{1 + 0 + 1} = sqrt{2}
Шаг 3: Используем формулу для косинуса угла:
cos(θ)=a⋅b∣a∣∣b∣=−229⋅2=−258≈−0.263cos(theta) = frac{mathbf{a} cdot mathbf{b}}{|mathbf{a}| |mathbf{b}|} = frac{-2}{sqrt{29} cdot sqrt{2}} = frac{-2}{sqrt{58}} approx -0.263
Таким образом, косинус угла между векторами amathbf{a} и bmathbf{b} равен примерно −0.263-0.263.
4. Интерпретация результата
Если cos(θ)=1cos(theta) = 1, то векторы направлены в одну и ту же сторону (угол между ними равен 0°).
Если cos(θ)=−1cos(theta) = -1, то векторы направлены в противоположные стороны (угол между ними равен 180°).
Если cos(θ)=0cos(theta) = 0, то векторы перпендикулярны (угол между ними равен 90°).
Значения косинуса между -1 и 1 дают углы, которые лежат между 0° и 180°.
5. Важные замечания
Если косинус отрицателен, угол между векторами больше 90°, но меньше 180°.
Если косинус равен нулю, векторы перпендикулярны друг другу.
Векторы могут быть коллинеарными (либо одинаковыми, либо противоположными), если косинус равен 1 или -1.
Надеюсь, этот подробный разбор помогает! Если есть дополнительные вопросы, не стесняйся их задавать!