какие вазы называются чернофигурными а какие краснофигурными

Чернофигурные и краснофигурные вазы — это два типа древнегреческой керамики, которые различаются техникой росписи и окраски. Оба типа широко использовались в Древней Греции для создания художественных произведений, и их основные отличия связаны с тем, как наносились и обрабатывались изображения на посуде.

1. Чернофигурная техника

Чернофигурная керамика — это одна из ранних техник, использовавшихся в Древней Греции для украшения сосудов. Она получила свое название из-за характерного черного цвета изображений на красной или оранжевой основе посуды.

Характеристики чернофигурной техники:

  • Процесс создания:

    • В начале мастер наносил изображения с помощью черной глины (которую смешивали с углем или другим органическим веществом) на красную поверхность сосуда.

    • Затем сосуд подвергали обжигу в печи в три стадии:

      1. Первая стадия — сосуд обжигался в отсутствие кислорода (аноксичная среда), при этом изделия становились полностью черными.

      2. Вторая стадия — печь открывали для доступа кислорода, что давало возможность красной глине и поверхности сосуда снова приобрести красноватый цвет, а черная масса (чернила) оставалась черной.

      3. Третья стадия — снова закрывали печь для создания равномерного цвета, и изображение становилось четким.

    • Во время обжига красной и черной массы сосуд «приобретал» свое окончательное изображение: красные участки — это оставшаяся без покрытия глина, а черные — это те места, где наносились чернила (черная глина).

  • Характерные особенности:

    • Чернофигурные сосуды часто имеют четкие, контурные линии.

    • Изображения ограничены черными силуэтами и редко включают детали, такие как лица или тела, которые могли бы быть выполнены в другом цвете.

    • Сюжеты: мифологические сцены, бои, спортивные состязания, богини, герои и животные.

  • Временные рамки:

    • Чернофигурная техника была популярна примерно с конца VIII века до начала V века до н. э., но постепенно уступила место краснофигурной технике.

Преимущества чернофигурной техники:

  • Мастера могли с большой точностью прорисовывать контуры и детали с помощью черных линий.

  • Эта техника позволяла создавать четкие и выразительные изображения, что было особенно важно в изображениях богов и героев.

Недостатки:

  • Отсутствие возможности показать мелкие детали в изображениях, например, точные черты лица или тонкие элементы одежды.

2. Краснофигурная техника

Краснофигурная керамика — это поздний и более совершенный метод, который начал использоваться примерно в конце VI века до н. э., постепенно вытеснив чернофигурную технику. Он отличается тем, что на сосудах изображались не черные силуэты, а более детализированные изображения, выполненные на красной поверхности.

Характеристики краснофигурной техники:

  • Процесс создания:

    • Сначала сосуд покрывался тонким слоем черной глины.

    • Затем мастер вручную счищал часть черного покрытия в местах, где он хотел оставить красную поверхность. Для этого использовались специальные инструменты, такие как иглы или стампы.

    • После этого сосуд снова обжигался в печи. На третьей стадии обжига черная масса превращалась в черный цвет, а не закрашенные места оставались красными.

  • Характерные особенности:

    • В отличие от чернофигурной техники, где изображения создавались с помощью контуров, краснофигурные изображения часто характеризуются гораздо более детализированным изображением людей, животных, сцен из мифологии, а также более тонкими линиями, включая более сложные композиции.

    • Мастера могли более свободно работать с нюансами света и тени, а также с деталями одежды, анатомией и выражением лиц.

    • Краснофигурная техника позволяла использовать более широкий спектр цветов и создавать более яркие и разнообразные изображения.

  • Временные рамки:

    • Эта техника стала популярной с конца VI века и продолжала использоваться до конца IV века до н. э. В этот период керамика с красной фигурой переживала свой расцвет.

Преимущества краснофигурной техники:

  • Возможность изображения сложных деталей, таких как лица, волосы, мышцы, складки одежды.

  • Использование различных стилей и способов изображения персонажей (например, более динамичные позы).

  • Легкость в изображении фона, что позволяло создавать более сложные композиции.

Недостатки:

  • Краснофигурная техника требует более высокой точности и времени для работы, что повышало сложность производства и могло увеличивать стоимость сосудов.

3. Сравнение чернофигурной и краснофигурной техники

ХарактеристикаЧернофигурная техникаКраснофигурная техника
Основной цвет изображенияЧерные изображения на красной основеКрасные изображения на черной основе
Процесс созданияКонтуры наносились с помощью черной глины, обжигались в три стадииКрасная глина оставалась на некоторых участках, остальное покрывалось черной глиной, счищались детали
Возможности детализацииОграниченные, в основном контуры и силуэтыВысокая детализация, возможность более сложных сцен
ПопулярностьVIII-VI века до н. э.VI-IV века до н. э.
ТематикаЧасто мифологические и спортивные сценыМифологические, бытовые сцены, динамичные позы

4. Примеры сосудов и художников

  • Чернофигурные вазы:

    • Один из самых известных примеров — работы художника, известного как «Мастер панатенейского сосуда», который создавал сосуды с изображениями спортивных состязаний.

    • На таких сосудах часто изображались фигуры богов, героев, мифологические сцены.

  • Краснофигурные вазы:

    • Одним из самых известных художников краснофигурного стиля является Эфтимиос, чьи работы знаменитые своими детализированными изображениями.

    • Краснофигурные вазы могут изображать сложные сцены, включая множество персонажей в движении.

Заключение

Чернофигурные и краснофигурные вазы — это два разных подхода к искусству древнегреческой керамики, которые отражают разные этапы развития этой культуры. Чернофигурная техника была более ограниченной в плане деталей и возможностей, но имела свои эстетические преимущества в контурной четкости. В то время как краснофигурная техника откроет двери для более сложных, детализированных и динамичных изображений, что обеспечило ей долгую популярность и развитие в истории античного искусства.

Scroll to Top

Карта сайта