В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд, как и вся его свита, воплощает силы, которые глубоко противоречат логике и мировоззрению Берлиоза, а также всему материалистическому, рационалистическому взгляду на мир, который тот представляет. Воланд в процессе общения с Берлиозом опровергает его философские убеждения, касающиеся существования Бога, демонов и сверхъестественного. Вот как это происходит:
1. Встреча с Берлиозом и начало опровержения
В начале романа Воланд появляется в Москве, уже будучи готовым вмешаться в жизнь людей, и он встречает Берлиоза, редактора журнала «Гласность». Берлиоз — человек, стоящий на позициях «научного атеизма», верящий, что всё в мире можно объяснить с помощью разума, логики и науки. Для Берлиоза философия, согласно которой вся реальность основана на материальном мире, — это единственный возможный подход.
Когда Воланд встречает Берлиоза, тот высказывает свою точку зрения, что «всё суеверие и фантасмагория» — это результат заблуждений. Он не верит в существование сверхъестественных сил, а уж тем более в их вмешательство в человеческие дела. Воланд же, наоборот, с самого начала вызывает у Берлиоза сомнение в его убеждениях.
2. Предсказания Воланда
На примере самого Берлиоза Воланд демонстрирует свою способность предсказывать события и влиять на них. Когда Воланд говорит Берлиозу, что тот умрёт в ближайшие минуты, Берлиоз, разумеется, не верит ему, считая, что это всего лишь чудачество или блеф. Однако Воланд предсказывает смерть Берлиоза с такой уверенностью, что это вызывает у редактора некоторое беспокойство.
Этот момент — важный поворотный момент в опровержении позиций Берлиоза. Он видит, как Воланд без всякого труда предсказывает будущее и даже устраивает события таким образом, чтобы они осуществились, в том числе страшную смерть Берлиоза, которую тот в начале никак не может поверить. Воланд сам, казалось бы, разрушает фундамент рационалистического восприятия мира, которое стоит на вере в объективную реальность, независимую от субъективных воли и желаний.
3. Роль Воланда как воплощения силы, противоположной атеизму
Воланд и его свита (Коровьев, Бегемот, Азазелло, и другие) — являют собой воплощение сверхъестественных сил, которые существуют не просто как мифы или абстракции, а как реальность, влияющая на ход событий. Воланд не скрывает своего статуса, и его действия демонстрируют, что мир гораздо сложнее, чем Берлиоз мог себе представить. Когда он, например, устраивает тот злополучный «пир» в доме Берлиоза, где столы наполняются всеми видами деликатесов, а гости превращаются в чудовищ, — это явное нарушение всех законов логики, порядка и рационализма.
Воланд обращает внимание Берлиоза на то, что его рационалистическое восприятие мира — это не более чем иллюзия, созданная ограниченными человеческими возможностями. Он говорит Берлиозу, что человек, верящий только в материальное, лишён возможности видеть и воспринимать глубину мироздания, где мир духовный и мир физических явлений — это две неотъемлемые части целого.
4. Моральный и философский контекст
Воланд как сверхъестественная фигура не просто противостоит Берлиозу, но и разрушает его уверенность в том, что только научный подход может дать истину о мире. Он не приводит прямые аргументы, а скорее действует через символические поступки, превращая мир в хаос, в котором атеистическая философия не работает. Воланд, в отличие от Берлиоза, утверждает, что мир духовных существ, как и мир материальный, существует, и оба эти мира воздействуют друг на друга.
В этом контексте встреча с Воландом становится моментом разрушения всей системы верований Берлиоза. Все, что он когда-то считал стабильным и непреложным, начинает разрушаться на глазах. Это не логическая, а эмоциональная и духовная трансформация, которой Воланд вполне осознанно руководит.
5. Реакция Берлиоза на смерть
Когда смерть Берлиоза всё-таки наступает, он, очевидно, сталкивается с иррациональностью и непредсказуемостью мира, в котором уже нет места для чётких научных законов и логики. Даже в момент своей гибели Берлиоз остаётся верен своим убеждениям, пытаясь найти научное объяснение происходящему, но оно оказывается невозможным.
Этим моментом Воланд окончательно подрывает все убеждения Берлиоза. Позиция атеизма и научного материализма, столь твёрдо закрепившаяся в сознании Берлиоза, оказывается не только уязвимой, но и катастрофически ошибочной. Воланд, как представитель сверхъестественных сил, не просто оспаривает веру в Бога, а, можно сказать, разрушает саму основу рационалистического мировоззрения.
6. Воланд как некая форма искупления
Важным аспектом является то, что Воланд, несмотря на свою роль зла, действует в рамках определённых правил. Его цель — не абсолютное разрушение, а скорее демонстрация невозможности игнорировать духовный и моральный аспекты бытия. Он не является просто антиподом, а отражает всю глубину человеческого существования, в которой важно учитывать не только материальные факторы, но и внутреннюю духовную реальность.
Таким образом, Воланд представляет собой своего рода искупление, которое приходит через разрушение ограниченных мировоззренческих систем, таких как те, что исповедует Берлиоз. В его действиях скрыта глубокая философская идея: он заставляет человека, даже если он не осознаёт этого сразу, столкнуться с гораздо более сложной и многогранной реальностью, чем та, которую он себе воображал.