почему братья кирсановы не принимают нигилистических идей базарова

Братья Кирсановы — Павел Петрович и Николай Петрович — являются персонажами романа Ивана Тургенева «Отцы и дети», и их отношение к нигилистическим идеям, особенно к взглядам Базарова, является важным аспектом конфликта между поколениями в произведении. Их отказ принять идеи Базарова можно объяснить несколькими ключевыми факторами, связанными с их личными убеждениями, социальным статусом, а также внутренним миром каждого из них.

1. Социальный и семейный статус Кирсановых

Кирсановы принадлежат к старой аристократии, их положение связано с традиционными ценностями, уважением к старым порядкам. Павел Петрович, старший из братьев, — это дворянин с высокими моральными принципами, воспитанный в культуре благородных традиций, в то время как Николай Петрович — человек более мягкий и открытый, но все равно оставшийся верным своим прежним взглядам и образу жизни. Для них идеи Базарова, который отрицает всё, что связано с духовным и культурным наследием, не могут быть приняты, потому что это угрожает всему, что составляет их мир — мир аристократии, культурных и исторических ценностей.

2. Разница в мировоззрении

Базаров — яркий представитель нигилизма, который отвергает все традиционные формы авторитетов: культуру, религию, мораль и науку, которую он считает недоказанным догматизмом. Для него главное — это научное знание, прагматизм и утилитаризм. Однако для Кирсановых эти идеи кажутся разрушительными. Павел Петрович, например, считает, что человек должен поддерживать определенные моральные стандарты, что без этих стандартов не будет возможен нормальный порядок в обществе.

3. Павел Петрович: личное неприятие и идеологический конфликт

Павел Петрович в своей жизни неоднократно сталкивался с трудностями, связанными с сохранением своего положения в обществе и поддержанием уважения к своей личности. Он, несмотря на свою приверженность старым ценностям, прекрасно понимает, что эпоха меняется, но в душе остаётся верен прежним устоям. Он не может принять того, что Базаров и другие нигилисты отрицают саму идею дворянства, а тем более — критикуют личные чувства, эстетические предпочтения и привычки, которые для него были неотъемлемой частью жизни. Отношение Базарова к романтизму, к искусству как к пустой прихоти — для Павла Петровича кажется оскорбительным и уничижительным. Он, в свою очередь, активно противостоит Базарову и его взглядам, что проявляется в их многочисленных словесных стычках.

4. Николай Петрович: робкость и общее недовольство

Николай Петрович более мягкий и менее конфликтный человек, но его взгляды также остаются ориентированными на традиционные ценности. Он понимает, что мир меняется, но не способен полностью отойти от того, что ему знакомо. Он не так категоричен, как Павел, но все же отвергает радикальные идеи Базарова. Николай Петрович, хотя и ощущает нарастающее напряжение в обществе, боится полностью отвернуться от старых порядков, так как это бы означало радикальную перемену всего образа жизни, в том числе и утрату своего положения в обществе. Он в глубине души не может принять нигилизм, так как это разрушает те основы, на которых его жизнь и жизнь его семьи была построена.

5. Противоположность Базарова и Кирсановых в личной жизни

Кирсановы в отличие от Базарова — люди чувствительные, порой даже сентиментальные. В их жизни существуют ценности, которые для Базарова не имеют значения: любовь, искусство, природа, эстетика. Базаров отвергает эти элементы как пустые и нерациональные. Кирсановы, в свою очередь, ценят эти «непрактичные» аспекты жизни и не готовы от них отказаться, так как это угрожает их личной идентичности и душевному спокойствию. Для Павла Петровича эстетика и культура — это важнейшие составляющие высшего общества, и он воспринимает их как защиту от хаоса и непонимания, которое может привести к полному разрушению всего, что он считает значимым.

6. Психологические аспекты неприятия

Психологический аспект также играет важную роль. Базаров для братьев Кирсановых становится своего рода символом угрозы, которая исходит от нового поколения. Для Павла Петровича это угроза его достоинству и прежнему представлению о мире. В свою очередь, для Николая Петровича Базаров становится напоминанием о стареющем обществе, которое теряет свою целеустремленность и ориентируется на идеалы, которые кажутся слишком утопичными или даже опасными.

7. Консерватизм против прогресса

Роман Тургенева затрагивает более широкий социальный конфликт между консерватизмом и прогрессом, между старыми порядками и новыми идеями. Базаров, как человек с радикальными взглядами, представляет прогресс, но для Кирсановых, которые находятся в центре старого социального устройства, эти идеи кажутся разрушительными. Они не могут принять полное отрицание прежних норм и ценностей, которые в какой-то степени создавали их благосостояние и идентичность.

Заключение

Таким образом, братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова из-за сочетания личных, социальных и культурных факторов. Их убеждения коренятся в уважении к традициям, моральным и культурным ценностям, которые для них являются основой стабильности и порядка. Базаров же для них олицетворяет разрушение этих устоев и идею мира, в котором нет места их жизненным ценностям.

Scroll to Top

Карта сайта